Вкусное кино, теплый плед и предмет для обнимания (любимый человек, кот или подушка), вот три элемента, которые спасут вас от постновогодней прокрастинации и январских холодов! Для облегчения поиска отличного фильма я подобрал 10 авторских кинокартин, которые рекомендую читателям TGUY.RU и всем синефилам или тому, кто сейчас пытается найти слово «синефил» в Википедии.
Один из лучших фильмов маэстро итальянского неореализма - Федерико Феллини. Название фильма можно перевести как «я вспоминаю» («mi ricordo») с романьольского диалекта курортного городка Римини, родины Феллини и сценариста Тонино Гуэрра. По другой версии, название «Amarcord» состоит из слов «любовь», «горький» и «нить», поэтому его условно можно трактовать как «нити горькой любви, связывающие автора с прошлым».
Это фильм-ностальгия по счастливой и беззаботной юности, светлом и сложном периоде взросления, показанным глазами пятнадцатилетнего подростка по имени Титта. Фактически юноша не является главным героем этого фильма, кинокартина представляет собой калейдоскоп эпизодов, в котором отражены разные характеры жителей города, их поведение, шутки, манера одеваться и т. д. Увлекательные и колоритные истории, не оставят вас равнодушными, и если вы еще не видели ни одного фильма Феллини, это отличный повод устроить себе свидание с великим режиссером.
В ролях: Пупелла Маджио, Армандо Бранча, Магали Ноэль, Чиччо Инграссия, Бруно Дзанин.
Известный французский режиссер начинал свою карьеру обучаясь в известной кинематографической школе «Ла Фемис» (La Femis) и снимая короткометражные фильмы. Эти работы расширяют представление о творчестве режиссера и являются дополнительными ключиками в понимании его полнометражных кинокартин.
«X2000» – самая новогодняя короткометражка Франсуа Озона, она повествует о том, что чувствует молодой человек, когда просыпается после бурной новогодней ночи в первый день нового века.
«Маленькая смерть» (La petite mort) рассказывает об очень странном молодом человеке, фотографирующем друзей в момент оргазма. У него существует необычный комплекс, возникший от того, что отец запечатлел сына в момент рождения. Неожиданно возникает ситуация, которая может помочь парню наконец-то решить эту проблему. Очень неординарная и местами жутковатая короткометражка.
«Постельные сцены» (Scènes de lit) – сборник короткометражек, исследующих взаимоотношения людей с разных сторон. Герои фильма попадают друг к другу в постель по той или иной причине. Остроумные и забавные истории, которые лучше всего смотреть находясь с кем-нибудь в одной кровати под одним одеялом. Ниже представлена одна из самых коротких и ярких короткометражек данного альманаха – «Tête bêche», название которой можно перевести как «Поза Валет».
Остальные короткометражки из этой серии Озона с английскими субтитрами можно найти здесь
И на закуску, специально для синефилов, самая ранняя работа французского режиссера - «Семейная фотография» (Photo de famille), в которой его родные разыгрывают собственное убийство. Неоднозначно, с черным юмором, снято на пленку и смонтировано Озоном без звукового сопровождения. Очень редкая видеозапись, дающая представление о почерке режиссера.
Рекомендую также найти в сети и посмотреть: «Виктор» (Victor), «Правда или желание» (Action vérité), «Летнее платье» (Une robe d'été), «Посмотри на море» (Regarde la mer), Прелюдия «Un lever de rideau» и др.
Один из ранних, ярких и не самых известных фильмов испанского режиссера, который посвящен сложным взаимоотношениям между тремя мужчинами. Страсть, интриги, ревность, убийства, расследования и, конечно же, любовь. Не вдаваясь в пересказ запутанных сюжетных перипетий фильма, отметим прекрасную игру Антонио Бандераса, отличное музыкальное сопровождение, стильные цветовые решения, фирменный эпатаж Альмодовара и гениально выстроенные сцены. Кино этого самобытного режиссера не нуждается в особом представлении.
В ролях: Эусебио Понсела, Кармен Маура, Антонио Бандерас, Мигель Молина.
Вонг Кар-Вай, пожалуй, самый яркий и почитаемый представитель так называемого «Гонкогского кинематографа», отдельного направления в истории мирового кино. «Чунгкингский экспресс» (Chung Hing sam lam), «Счастливы вместе» и «Любовное настроение» (Fa yeung nin wa) – три выдающихся фильма режиссера, которые известные каждому синефилу и стали культовыми. В отличие от китайского кинематографа, гонконгское кино всегда стояло особняком (как и сам город), оно наиболее близко по духу к западному искусству и синтезирует в себе различные культурные коды. «Счастливы вместе» достаточно смелая работа, которую невозможно было бы создать в китайских реалиях 90-х годов. В основе фильма сложные взаимоотношения двух влюбленных в друг друга парней, испытывающих те же самые психологические проблемы, что и обычные пары. Кар-Вай не выделяет гомосексуалов в отдельную касту, на месте героев могли бы оказаться и парень с девушкой, или две девушки, смысл фильма это бы не изменило. Режиссер пытается постичь суть любви, определить ее критерии, и своими исследованиями он делятся со зрителями. Очень проникновенное, невероятно красивое, тонкое как шелк кино, которое требует особого ухода.
Отдельное внимание обратите на музыку, которая у Кар-Вайя имеет едва ли не решающее значение. В фильме звучат бессмертные композиции Астора Пьяццоллы, создающие особую атмосферу, а свое название «Happy Together» фильм получил благодаря каверу на одноименную песню группы «The Turtles».
В ролях: Лесли Чун; Тони Люн Чу Вай; Чан Чэнь.
Фильмы Джармуша знают все киноманы планеты: «Кофе и сигареты» уже разобран на цитаты, а «Мертвец» на саундтреки. Его неповторимый почерк невозможно спутать с чьим-либо другим: меланхоличная атмосфера, известные актёры в непривычных амплуа, стильная музыка, длинные диалоги и любовь ко всему человечеству. «Ночь на Земле» - это пять житейских историй о таксистах, находящихся за ночной работой в разных уголках земли (Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Париж, Рим и Хельсинки). Таксисты беседуют с пассажирами о жизни и попадают в иронические, порой абсурдные ситуации, в которых раскрываются общечеловеческие желания и ценности. Пытаясь понять причину социального расслоения и наличие культурных противоречий, Джармуш учит нас альтруизму и излечивает от одиночества. В этом ему помогает Том Уэйтс со своей прекрасной музыкой.
В ролях: Вайнона Райдер, Джина Роулендс, Армин Мюллер-Шталь, Исаак Де Банколе, Роберто Бениньи.
Одна из ранних работ известного американского режиссера и, пожалуй, один из его лучших фильмов. В основе кинокартины положена автобиографическая повесть Уолта Кёртиса, который, кстати, появляется в фильме в эпизодической роли. Главного героя также зовут Уолт, он работает продавецом в алкогольном магазине, влюбляется в молодого мексиканца-нелегала, и безуспешно пытается добиться его расположения. Не смотря на то, что у герои разного возраста, говорят на разных языках, они разной сексуальной ориентации и материального положения, между ними постепенно возникают очень странные взаимоотношения. Стильный черно-белый фильм, снятый на пленку, изобилует эмоциями, спонтанностью, уличной романтикой родного для режиссера Портленда и бунтарским духом Америки 80-х. В общем, если вы не видели ничего кроме «Харви Милка» и «Слона», или вы считаете, что Гас Ван Сент снимает «сопливые фильмы для ванильных подростков», «Mala Noche» откроет вам новую грань его творчества.
Обратите внимание на режиссерское решение оформления титров в конце фильма, это гениально и круто, если будете искать саундтрек, то это “Neo Boys – Rich Man’s Dream”.
В ролях: Тим Стритер, Дуг Койот, Рэй Мондж.
Французский режиссер Бертран Блие способен довести до фарса любую, даже самую бытовую ситуацию. В этом фильме в процессе семейной ссоры рождается нетривиальный любовный треугольник, звенья которого постоянно меняются местами. В семейной паре появляется любовник, который вытесняет одного из партнеров, меняет роль второго партнера и затем становится на его место. Все это заправляется ударной дозой сатиры и полнейшей деконструкцией классического института семьи. В то время, когда создавался фильм, в Европе активно поднимался вопрос природы гомосексуальности, и многие в обществе были уверены в том, что сексуальную ориентацию можно изменить в любом возрасте в зависимости от среды. Поэтому, в фильме, с легкой руки режиссера герой-гомофоб превращается в травести, подрабатывающего проституцией. Не смотря на то, что режиссер не видит разницы между гомосексуалами и трансгендерами (довольно стандартная ситуация), вряд ли его можно уличить в гомофобии, в своем фильме он показывает хрупкость «мужского мира», построенного на гендерных стереотипах (от брюк до платья, оказывается, всего один шаг). В защиту реальности этой идеи достаточно представить себе массивного Жерара Депардье, помещенного в облегающее платье, и торгующего своим телом в злачных районах Парижа.
В ролях: Жерар Депардье, Мишель Блан, Миу-Миу.
Если вы устали от советских комедий, заполняющих новогодний эфир федеральных каналов, то в качестве альтернативы посмотрите современные российские кинокартины. Кирилл Серебренников - один из сильнейших режиссеров российской «новой волны», чье театральное и кинематографическое мастерство признано во всем мире. «Изображая жертву» один из лучших фильмов Серебренникова, искрометная и неадекватная комедия, в которой сыграли известные российские актёры. Главный герой фильма, со странным именем Валя (Юрий Чурсин), зарабатывает на жизнь играя жертв преступлений во время следственных экспериментов. Абсурдная и бессмысленная деятельность Вали и команды следователей (вина преступников доказана, исход дела предрешен) вскрывает состояние современного российского общества. Не смотря на то, что фильму уже больше восемь лет, русское кино по прежнему «в жопе», а поколение СССР не понимает детей нулевых. В любом случае, кинокартина не оставит вас равнодушным – или вы возненавидите Серебренникова, и будете считать его творчество «чернухой», или станете преданным фанатом, и поверите в возрождение русского кино.
Обратите внимание на мультфильм, который транслируется по телевизору в комнате главного героя, это японская короткометражка «Кошачий суп» (Nekojiru-so). Если хотите поднять градус неадеквата и лучше понять ход мыслей режиссера – посмотрите её после фильма.
В ролях: Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Марат Башаров, Марина Голуб, Анна Михалкова, Лия Ахеджакова.
Молодой канадский режиссер-вундеркинд Ксавье Долан, получил известность после выхода своей дебютной картины «Я убил свою маму», которую он снял в 19 лет. Провокационное название придает интерес к фильму, но не имеет ничего общего с реальностью. С помощью этой метафоры режиссер раскрывает сложные взаимоотношения между сыном и матерью, которые, видимо, имели место в жизни самого режиссера. Его герой, 16-летний подросток Юбер (которого играет сам Долан), одновременно любит и ненавидит свою мать, его раздражает её безвкусная одежда, манера есть и разговаривать. Подобные лейтмотивы мы увидим позже, в кинокартине «Мамочка» (Mommy). Уже в своем первом фильме Долан обозначает свою привязанность к актрисам Энни Дорвал и Сюзанн Клеман, которые будут появляться в его следующих фильмах в главных ролях. Режиссер также экспериментирует со светом, цветом, одеждой и музыкой. Таким образом, дебютная работа Долана познакомила мир с потенциалом режиссера, предвосхитила его будущие киноленты, и доказала его компетентность, завоевав приз «Молодого жюри» на Каннском фестивале в 2009 году.
В ролях: Ксавье Долан, Энни Дорваль, Франсуа Арно, Сюзанн Клеман.
Это один из лучших фильмов культового итальянского режиссера. Кинокартина названа по местности Забриски-Пойнт, расположенной в Долине Смерти. Сюжет фильма выстроен вокруг любовной истории Марка и Дарья, которые встретились при необычных обстоятельствах в американской пустыне. На главные роли режиссер пригласил непрофессиональных актёров: Марка Фрешетта и Дарью Хэлприн. Красавчик Марк Фрешетт, до съемок работал обычным плотником, Антониони заметил его в Бостоне, когда Марк ругался на улице с какой-то женщиной. Что любопытно, после съемок Марк и Дарья реально встречались несколько лет, пока Марк не попал в тюрьму из-за попытки ограбления банка. Позже, к сожалению, он скончался в тюрьме, в возрасте 27 лет. Дарья еще снялась еще в одном фильме, но так и не стала известной актрисой. «Забриски Пойнт» окружает какая-то аура неудачи: фильм провалился в прокате, не собрав и шестой части от всего бюджета, некоторые сцены вообще пришлось вырезать (в фильм не вошла ни одна сцена с Харрисоном Фордом), а режиссера обвиняли в «антиамериканизме» за сжигание американского флага. Тем не менее, данную киноленту многие киноведы считают культовой, так как множество сцен из фильма вошли в историю мирового кинематографа – их показывают в киношколах молодым режиссерам и цитируют в других кинокартинах.
Обратите особое внимание на долгие планы с проезжающей машиной по дороге, гениально снятую сцену занятия любовью в пустыне и взрыв дома в финале – это очень известные фрагменты, которые являются фирменным почерком Антониони.
В ролях: Марк Фрешетт, Дарья Хэлприн, Пол Фикс.
Вообразите, что Золушка из семьи русских эмигрантов, живущих в США и выживающих за счет уборки и мытья унитазов, вдруг превращается в королеву (Мила Кунис). Увеличьте размеры королевства до Вселенной и добавьте человека-волка (Ченнинг Татум), который должен сопроводить Её Величество к одному из наследников трона.
Сюжетный упор на неприятие заслуг великого ученого гомофобным государством вряд ли понравится среднестатистическому российскому зрителю. Так же как и попытка показать большой вклад Великобритании в победу над фашизмом (мы до сих пор одержимы идеей, что русские спасли весь мир, забывая про значение союзников).