TGUY.RU

«Нуреев» в Большом – вершина когнитивного диссонанса

Новости / События 13.12.2017 / Автор: Олег Кашин, republic.ru

Чиновники и люди из окружения Путина восторгаются балетом арестованного режиссера. Кого это удивляет? Колонка Олега Кашина для Republic.Ru

Владимир Мединский на предпремьерном показе балета "Нуреев" в Большом театре. Фото: Валерий Шарифулин (ТАСС)

Словосочетание «когнитивный диссонанс» давно стало штампом при описании российской реальности, но, как выясняется теперь, до сих пор настоящего когнитивного диссонанса мы не видели; тут, наверное, уместен еще один штамп – когда начиналось дело «Седьмой студии», слишком многие сравнивали Кирилла Серебренникова с Всеволодом Мейерхольдом, и вот как бы это выглядело: Мейерхольд уже арестован, а в театре, допустим в Малом, при полном аншлаге идет «Горе уму», и правительственная ложа переполнена, и никого не смущает даже росчерк с именем режиссера на заднике сцены, и нарком товарищ Берия аплодирует и хохочет; мы знаем, что нарком любит ночные допросы, к тому же от театра до Лубянки совсем близко, так что можно догадаться, куда и зачем отправится товарищ Берия после занавеса.

Впрочем, тут уже очевидная натяжка, потому что даже если Серебренников наш Мейерхольд, никого из тех, кто на наши деньги мог бы считаться товарищем Берией, в зале Большого на финальном прогоне и премьере «Нуреева» не было. Не было ни Александра Бортникова, ни Александра Бастрыкина, ни даже епископа Тихона (Шевкунова), а имена присутствовавших позволяют провести понятную грань между теми, кто любит аресты, и теми, кто любит спектакли, – эти множества у нас все-таки не пересекаются, и в этот раз они тоже не пересеклись, и шутки про «членов ЦК», как любая лобовая историческая параллель, кажутся сейчас вымученными – понятно, что Дмитрий Песков в светской жизни проходит по категории «мужья», понятно, что Сергей Чемезов сидел в зале на тех же правах, что и Роман Абрамович, – человек с деньгами, не чуждый прекрасному, – а про Константина Эрнста вообще все настолько ясно, что можно не сомневаться – если бы спектакль запретили в театре, он бы поставил его у себя на канале с Константином Хабенским в главной роли. Кто еще смущает – Сергей Капков, Алексей Кудрин, Ксения Собчак? Неожиданных людей в зале не было. Власть, которая сажает, и власть, которая хочет нравиться, в наших условиях (в отличие от советских или, скажем, немецких нацистских) это две разные сущности, не противоречащие и не мешающие друг другу. Искать в таких сюжетах приметы оттепели или новой перестройки – напрасный труд; система тем и сильна, что разные части ее организма функционируют независимо друг от друга. Челюсти скрежещут, сердце бьется, а мозг поглощает очередной томик историка Старикова и тоже всем доволен.

Но когнитивный диссонанс – он же откуда-то берется, он есть. Его источник находится не в Большом театре, а где-то внутри, в сознании, в головах. Ты знаешь, что режим бесчеловечен и жесток, ты сам наблюдал, как только что этот режим затащил под домашний арест режиссера Серебренникова. Да, тебе странно видеть топ-менеджеров этого режима в зале, где показывают уже постарестную постановку этого режиссера. Но прости, а сам-то ты что делаешь в этом зале?

Ты благополучный ⁠человек, которому хватает денег ⁠на космически дорогой билет или связей ⁠на то, чтобы получить приглашение. Но при этом ты ⁠сидишь в этом зале с таким ⁠чувством, как будто ⁠только случайность не позволила пронести ⁠туда пулемет, чтобы одной очередью избавить Россию от неприятных тебе людей (отдельный вопрос – сильно бы изменила Россию такая очередь?). Ты диссидент, декабрист, белоэмигрант и колымский лагерник одновременно, но это все тебе кажется; на самом деле ты скучный постсоветский конформист, в биографии которого вместо этапов и пересылок – федеральные телеканалы и старое РИА «Новости», московский Департамент культуры времен Капкова и сочинский олимпийский оргкомитет; да, ты наверняка ходил на Болотную и на Сахарова, но ты видел там тех же Кудрина и Собчак, которых сейчас видишь в театре. Тебя смущает Песков в партере, но в глубине души ты прекрасно знаешь, что из тебя самого получился бы отличный Песков (а Бортников или Бастрыкин не получился бы, там другие люди нужны, другого устройства и склада).

Когнитивный диссонанс начинается не с Пескова и Чемезова, он начинается именно с тех людей, чье диссидентское самоощущение так же изолировано от их лоялистского бытия, как изолированы друг от друга «либеральная» и «силовая» башни воображаемого Кремля. Красивое совпадение – «Нуреев» в Большом прошел буквально в те же дни, которые в календаре политической истории заслуживают памятной даты, чего-нибудь вроде День креативного класса – шесть лет назад совсем не революционно настроенные граждане ненадолго почувствовали себя политической силой, выйдя на Болотную. За шесть лет пространство политической фронды уменьшилось с размеров площади до театрального зала, но и этот размер регулируют не люди, которые заполняют зал, а люди, которые принимают (безусловно, политическое) решение о том, что именно будет показано в этом зале.

Словосочетание «кровавый режим» – давно устойчивая часть нашего политического языка, но в словарях рядом с этим словосочетанием нужна обязательная пометка, что эти два слова относятся к лексикону лояльной части общества, используются исключительно в ироническом ключе и означают, что на самом деле режим совсем не кровав. Возможно, стоит оговориться, что при необходимости он бы стал каким угодно кровавым, но главный фокус и заключается в том, что необходимости быть кровавым у него нет.

Если продолжить вспоминать публицистические штампы последних лет, то один из них можно перефразировать: в постсоветской России сложилось гибридное общество, в котором граница между лояльностью и нелояльностью размыта до такой степени, что сам вопрос об отношении общества к власти лишен смысла, и реальным врагом системы будет только тот, кто умеет проводить эту границу более-менее четко. Острее всего это, наверное, чувствуют как раз убежденные лоялисты, регулярно получающие от власти синяки и шишки и недоуменно завидующие либералам, собирающим пироги и пышки. Когда убежденный лоялист работает политологом или журналистом, он будет ругаться с либералами в соцсетях. Когда убежденный лоялист работает высокопоставленным силовиком, он может посадить либерала Серебренникова под домашний арест, думая, что тем самым укрепляет систему, хотя рушит ее, сам того не понимая, и в этом смысле люди, которые сажают, по факту оказываются настоящими революционерами в отличие от системных фрондеров, и здесь уже нет места для когнитивного диссонанса – Большой театр как символ самой монументальной державности, как ему и положено, противостоит экстремистам и радикалам из спецслужб и Кремля.

Онлайн-встреча о творчестве Розы фон Праунхайма

Онлайн-встреча о творчестве Розы фон Праунхайма

Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.

Пятница 13-е в клубе Central Station

Пятница 13-е в клубе Central Station

Hunters party 13-го сентября в «Центральной Станции». Клубный танцевальный формат и круизинг. Музыка - House for Dance Session, Techno for Dark Time (DJ GATO & DJ Tim Galee).

В Театре.doc нападавшие сорвали спектакль «Выйти из шкафа»

В Театре.doc нападавшие сорвали спектакль «Выйти из шкафа»

В Театре.doc неизвестные сорвали показ спектакля «Выйти из шкафа» о гомосексуальности и камин-аутах. Театралы и нападавшие вызвали полицию, во время разговора с корреспондентом «Медиазоны» Патлай сообщила, что полицейские увозят её в отдел в отдел.

Музыканты Rammstein поцеловались на концерте в Москве

Музыканты Rammstein поцеловались на концерте в Москве

Музыканты Rammstein во время концерта в Москве поцеловались на сцене стадиона в Лужниках, где проходил концерт, после чего выложили фотографию поцелуя в Инстаграм группы с подписью «Россия, мы любим тебя!»

Кирилл Серебренников представил в Авиньоне спектакль, который не будет показан в России

Кирилл Серебренников представил в Авиньоне спектакль, который не будет показан в России

Спектакль Outside вызвал на Авиньонском фестивале огромный интерес. Созданную на частные средства постановку в России не покажут. «Он сделал постановку о себе, хотя формально речь о китайском порнографе»... — размышляет кинокритик «МК» Марина Райкина.

Вибрации лазерных струн Виктора Рибаса

Social Networks

 

 

@tguyru
«Обнажение» Владимира Горохова