TGUY.RU

Новости пропаганды

Новости / События 20.06.2014 / Автор: Алена Сойко

Одним из важных событий завершившегося в Иваново фестиваля «Зеркало» стал показ нашумевшего документального фильма «Дети 404». Вместе с ивановской публикой картину Курова и Лопарева посмотрела Алена Сойко, которая не согласна с мнением присутствовавших на сеансе коллег. Оригинал на seance.ru.

Несколько дней назад на ивановском кинофестивале «Зеркало» прошел показ фильма Аскольда Курова и Павла Лопарева «Дети 404» (фильм был частью программы дока «Зеркало Артдокфеста»). Нашествия православных активистов в ивановский кинотеатр «Лодзь», к счастью, не состоялось, но пресным и вялым показ от этого не стал. Реакция ивановской публики была неоднозначной. Интеллигентные дамы за пятьдесят предсказуемо делились разными теориями о происхождении гомосексуализма у подростков. Других зрителей возмутил ковер с портретом Путина. Одна чудесная женщина привела на фильм троих своих детей, чтобы учить их толерантности. Наибольшее удивление, впрочем, вызвали профессиональные кинокритики, предъявившие Курову и Лопареву столь странные претензии (учитывая как объект критики, так и контекст мероприятия), что я почувствовала необходимость сказать несколько слов в его защиту. Ограниченное время фестивального обсуждения сделало это невозможным, поэтому я пишу этот текст.

Документальная картина Аскольда Курова и Павла Лопарева собрана из 45 скайп-интервью. Визуальный ряд тут создали сами подростки, снявшие на мобильные телефоны или планшеты свою жизнь в маленьких российских городках. Монтаж не беллетристичен. Куров и Лопарев предлагают нам сбивчивые, как будто поставленные на повтор, монологи героев (ввиду большого количества их уместнее было бы назвать респондентами): один за другим рассказывают о ненависти к себе родственников. Зацикленные повторы: «я гей», «они меня никогда не примут», «ты мне не сын», «зачем ты родилась», «лучше бы я аборт сделала», — это однообразный калейдоскоп боли, который режиссеры не разбавляют полноценно рассказанными биографическими сюжетами.

По словам Курова, авторы, например, сознательно не включили в фильм историю девушки из ортодоксально православной семьи, которая разрывается между догматами веры и любовью. Или историю мальчика из семьи сотрудника ФСБ, за которым была установлена круглосуточная слежка. И много другого острого и пронзительного. Эта обезличенная структура кажется самой правильной, самой нужной. Ее статистическая стертость — главная особенность фильма (и именно она вызывает главную претензию к «Детям 404», которая не раз звучала на обсуждении в Иваново). Здесь нет историй отдельно взятых людей, а есть одна — общая, распространённая, уже даже не история, а просто судьба.

Куров и Лопарев отказываются оправдывать типичные ожидания-предрассудки: воображая, что «эти люди не такие, как мы», зритель ждет чего-то этакого, интимного, обнажающего. Но все личное остается личным, все за кадром. Для режиссеров сексуальная ориентация героев не составляет сверхценности, она ничего не меняет: на экране — просто люди, и они в беде.

«Дети 404» — вообще не о ЛГБТ. Камера снимает портрет общества. Моя соседка, пришедшая отважно «взглянуть в лицо этим детям», на самом деле смотрела на саму себя. Дети не являются проблемой, проблему из них делает социум, в котором хорошо и правильно считать, что геи либо другие, либо немного больны, либо просто выродки. Парадоксально, но претензии, которые предъявляли к фильму пришедшие на показ критики, оказались удивительно созвучны расхожим претензиям простого человека к ЛГБТ. «Почему в фильме не представлена другая сторона?» — об этом мы уже говорили выше: никакой стороны, кроме гомофобной в «Детях 404» нет. «Режиссер работает с конъюнктурной темой». Сравните с традиционной убежденностью смиренного рабочего человека в том, что любой активист — от экипажа «Арктик Санрайз» до Навального — крикун, самопиарщик и проплаченный агент, который только и рвется к грантам (или участию в зарубежном кинофестивале). И вообще, все они слишком много выделываются!

Наконец, самая серьезная претензия (в этом смысле фильм действительно уязвим) — отсутствие ярких персонажей и интересных историй (напомним, сознательно вычеркнутых режиссерами). С киноведческой точки зрения контраргумент тут простой: режиссер Аскольд Куров принадлежит к школе Разбежкиной, избегающей снимать об «интересных людях», ищущей константу нашего общего бытия в заурядной повседневности, хотя ее студенты и не всегда столь же смиренны в выборе героя. А с бытовой — это все то же вежливо-снисходительное отношение к ЛГБТ как к какому-то особенному племени. С «ними» можно мириться, пока «они» компенсируют свою сексуальную дефектность чем-то эдаким: особыми талантами, особыми страданиями, оригинальной и увлекательной биографией, гладкой культурной речью и разноцветными штанами.

Когда в очередной раз заходит разговор о реальности и реализме, стоит задуматься, не понимаем ли мы под «реальным» попросту что-то другое, что-то отличное: что-то более яркое, более нецензурное, более брутальное. Столкнувшись с реальностью, как она есть — с реальностью типичных обстоятельств, маленьких людей, привычных фраз — мы не хотим и не умеем признать, что это комковатое, некрасивое, неловкое и, как правило, некиногеничное бытие — и есть жизнь. Выходит, что жизнь-то нам на экране и не нужна. Мы ждем от фильма пропаганды, не важно чего именно: пропаганды семейных ценностей, гомосексуализма или нового реализма.

Текст Алена Сойко. Оригинал на seance.ru.

В 1978 году берлинские гей-активисты посетили Москву по приглашению ЦК КПСС

В 1978 году берлинские гей-активисты посетили Москву по приглашению ЦК КПСС

Deutsche Welle: Секретарь ЦК КПСС перепутал гей-активистов с коммунистами и пригласил их в Москву. Они приехали в СССР и пытались связаться с местными геями через общественные туалеты. И это реальная история.

«Оскар-2019» лишился ведущего из-за гомофобных шуток

«Оскар-2019» лишился ведущего из-за гомофобных шуток

Популярный актёр и комик Кевин Харт отказался от роли ведущего церемонии «Оскар» спустя 2 дня после назначения. Причиной стали его старые гомофобные посты.

Трансгендерный мужчина занял второе место на соревнованиях по бодибилдингу

Трансгендерный мужчина занял второе место на соревнованиях по бодибилдингу

Трансгендерный мужчина Арьян Паша (Aryan Pasha) вошел в историю, завоевав второе место на соревнованиях от федерации Musclemania, которые прошли в Дели 1 декабря.

Бейонсе превратила свой номер в «живой» радужный флаг

Бейонсе превратила свой номер в «живой» радужный флаг

Бейонсе и девушки из подтанцовки вышли на сцену, одетые в цвета прайд-флага, на благотворительном концерте в Йоханнисбурге.

Для тех, кто любит спорт: в июле 2019 в Риме пройдут Евроигры

Для тех, кто любит спорт: в июле 2019 в Риме пройдут Евроигры

EuroGames – самое масштабное спортивное ЛГБТ-мероприятие в Европе. Для желающих попасть на Евроигры-2019 уже открыта регистрация.

Из архивов Life magazine

Social Networks

 

 

@tguyru
Lucas Murnaghan