5-го сентября в «XL Галерее», что на Винзаводе, открылась выставка памяти художника Владика Монро, известного своими преображениями в знаменитостей. Владислава Мамышева-Монро проще всего назвать "фриком", нетленным персонажем светской жизни России конца ХХ - начала ХХI века. Он - мастер перформансов, связанных с переодеваниями.
Мамышев-Монро был имперсонификатор — фокусник, иллюзионист. Ему органично давались как женские, так и мужские образы. Он мог эксплуатировать любую тему, русскую, восточную — выбирать себе объект для трансформации от русской королевны из сказок до Бен-Ладена. Он и жил, и говорил, и выглядел как литературный персонаж.
На самом деле Владислав Юрьевич Мамышев-Монро никогда не был профессиональным club-kids. Монро, среди немногих отечественных фриков, мог почти без последствий неоднократно пройтись в образе по грязным тротуарам и мостовым и не получить по физиономии. Любой другой клубный фрик по-прежнему будет покалечен на российской улице уже в ближайшем квартале от заведения... Как, какими фибрами души эта кучка бритоголовых признавала в Иване-царевиче Монро своего соплеменника и чует в размалеванной даме с перьями трансуху из ближайшего гей-клуба?..
Образы, возвращенные к жизни сознанием Монро-художника, оказывали на обывателя просто-таки гипнотическое воздействие. Они взывали к чему-то подсознательному, впитанному с молоком матери в светлые годы советского благополучия. Фарфоровая - вечная в своей неувядающей экранной прыти - Любовь Орлова. Карикатурный - истеричный полупьяный придурок - Гитлер. Рыжеволосая и в доску своя тетка, которая поет, - Алла Пугачева...
Шут и кривляка, он был кривым зеркалом, что на удивление точно отразило смену стилей эпохи. Стилистика мамышевских пародий то и дело менялась, совершив эволюцию от образа Иванушки — дурачка и царевича — в манере залихватского неоакадемического китча середины 1990-х до образа президента Путина начала 2010-х, протокольного, как и вся подцензурная печать. Все и вся растворялось в его смехе, даже самое любимое — Мэрилин Монро и Любовь Орлова. Смех, однако, страшное оружие. Он делал очень веселое искусство — «беспечное и абсолютно юмористическое». Публика надрывала живот, когда смотрела его «Кафе “Элефант”» — ернический ремейк самого проникновенного эпизода «Семнадцати мгновений весны», того, где Штирлиц конспиративно видится с женой в кафе. И не задумывался, что своими непроизвольными эстетическими реакциями подрывает устои нашей новейшей государственности: ржать над патриотическим образом Штирлица, незаметно превратившегося из идола поп-культуры в «несвятого святого» чекистского культа, это нынче почти как рубить иконы.
Владислав Юрьевич Мамышев-Монро родился 12 октября 1969 года в Ленинграде. Учился в литературной школе, из которой был исключён из-за того, что рисовал и распространял скетчи на членов политбюро. С 1986 года работал c художественной группой «Новые художники», созданной Тимуром Новиковым, выдающимся художником, во многом определившим развитие русского искусства и культуры конца ХХ века. Первой героиней перевоплощений художника стала Мэрилин Монро, сначала Владислав Мамышев переоделся в неё, когда служил в армии, потом по предложению Сергея Курёхина несколько раз повторил этот образ на выступлениях «Поп-механики». Один из любимых образов Мамышева-Монро — образ советской кинозвезды Любови Орловой. |
В 1989 году вместе с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым создал «Пиратское телевидение», в сюжетах которого опять предстаёт в образе Мэрилин Монро, а также исполняет почти все остальные роли. С этого времени за художником закрепляется псевдоним Влад Монро или Мамышев-Монро. Образы, использованные в «Пиратском телевидении», сделали Влада Монро самой известной советской драг-квин, а само «Пиратское телевидение» стало первым в истории современного российского искусства проектом в жанре новые медиа. В 1990-х годах становится одним из постоянных авторов «XL галереи». Время от времени пишет статьи и рецензии в «Кабинет», Художественный журнал и «Птюч».
В 2003 году Владислав Мамышев-Монро принимает участие в выставке «Осторожно, религия!» Специально для неё художник делает фотоколлаж с тем же названием, что и выставка. 18 января 2003 года Сахаровский центр, где проходила выставка, подвергся вандальному нападению со стороны защитников православия, почти все экспонаты были повреждены, уничтожены или украдены. Коллаж Владислава Мамышева-Монро «Осторожно, религия!» был разбит и залит синей краской. Вскоре уголовное дело против двух нападавших было прекращено и возбуждено другое — против двух сотрудников Музея им. Андрея Сахарова и участницы выставки Анны Альчук. В марте 2005 года директор музея Юрий Самодуров и сотрудница Людмила Василевская были признаны виновными в разжигании национальной и религиозной вражды и приговорены к штрафу, Анна Альчук была оправдана. В том же году в тележурнале «Детали» художник поделился своей реакцией на произошедшее: “Я так боюсь всего, связанного с упоминанием религиозных тем. Потому что меня чуть не осудили: невинное моё участие в Сахаровском центре в прошлом году. Я очень верующий человек, верю в Бога. И так боюсь теперь Церкви”.
|
|
Но именно из любви к миллионам людей я уверен, что их пора спасать от «неведающего что он творит» симулякра власти, случайно (а для нас всех — фатально) оказавшегося абсолютно не в том месте, и не в то время."
В последние годы художник часто бывал на Бали, в результате активность художника на российской художественной сцене снизилась. В декабре 2012 года Владислав Мамышев-Монро исполнил заглавную роль в новогодней фэшн-постановке «Полоний» в «Политеатре». В апреле 2013 года должны были состояться новые показы спектакля, но 16 марта художник утонул в гостиничном бассейне в посёлке Семиньяки на острове Бали в Индонезии.
Артемий Троицкий: Владик был абсолютно великолепным: удивительный художник, артист и добрейший, беззащитный человек. Я знавал множество эксцентриков, фриков, денди, юродивых в диапазоне от Киркорова до Мамонова и от Кулика до Сафронова — но ни один из них не стал таким законченным и безупречным «живым арт-объектом», как Монро. Притом совершенно органичным, без всякой позы и натужного лицедейства. Он любил и умел шокировать, но оставался при этом наивным и лучезарным. Подозреваю, что звучит слащаво и пафосно, — но по-другому не скажешь. Это был действительно уникальный талант.
Ольга Свиблова: Влад был художник с большой буквы. И все его ипостаси входят в это понятие. Главным инструментом был он сам. Художник с абсолютным вкусом, с дивным легким дыханием, с невероятной культурой, человек, который давал результат и оставил за свои недолгие 43 года очень большие результаты. В музее современного искусства г.Москвы мы за несколько дней до его ухода открыли ему выставку, которую он назвал сначала «Гамлет», а потом изменил на «Полоний». Мне даже показалось, что так и умнее и веселее. И что-то екнуло внутри. И видимо, этот Полоний сработал, и Влада не стало. Он был счастлив, полон планов, красив и прекрасен, а для него это было очень важно, т.к. действительно он сам был своим инструментом.
Андрей Бартенев: Для меня Владик — космический шедевр, совершенное произведение, со всеми его и драматическими, и отрицательными сторонам. Я действительно считаю его одним из величайших современных художников. По сравнению с ним многие прочие — просто какие-то удобрения. И то, что он так внезапно и трагически ушел, говорит в том числе и о моральном климате в стране, на который он всегда гениально отзывался своей жизнью, а вот теперь и смертью. И еще: с уходом Владика окончательно умерла сумасшедшая, прекрасная эпоха 1990-х»
Игорь Григорьев: Владику никогда не хватало любви, особенно в последнее время. Он чувствовал себя недолюбленным. Так, на Бали он приютил у себя бездомную собаку, назвал Броня (в честь Пани Брони). Он буквально обожал её, наделял человеческими качествами. Если вдруг она убегала в джунгли на несколько дней, по своим собачьим делам, Владик отчаянно страдал по ней и скучал. Он завёл от её имени страницу в Facebook и вёл там дневник собаки Брони. Эта страница до сих пор доступна, её можно почитать.
Айдан Салахова: Владик Монро был открытым геем, он никогда не скрывал этого. Как бы грубо не звучало, но конечно, это оказывало влияние на его творчество. У него была поразительная способность имперсонифицировать, трансформировать себя и людей - мужчин, женщин, за чьи образы он брался.
Интересные факты:
В 2005 году совместно с продюсером Алексеем Боковым Мамышев-Монро осуществил арт-проект "Dolce Revolution". Этот проект был действительно революционным: в нем участвовали реальные звезды, образы которых имперсонификатор Монро сумел трансформировать в совершенно другие, новые для них ипостаси. Это и Рената Литвинова — слепа, но доверчива; и актуальный философ Виктор Ерофеев в образе пионера; и провокационный Александр Цекало в образе чёрта; и Ольга Слуцкер, которая и с рапирой, и с мечом, и на ринге, и в суде. Отелло и Дездемона в исполнении Светланы и Федора Бондарчук - как на старой фотографии с Бондарчуком - отцом. Эдуард Бояков, распятый на кресте в "Раскаянии Марии". В работе с Ольгой Свибловой мы видим отсыл к Хельмуту Ньютону, а Айдан Салахова предстает владелицей целого мужского гарема. |
Хочешь поддержать наш сайт? В нашем интернет-магазине в продаже есть работа Владика Монро: сертифицированный отпечаток "Гарем 2005" из арт-серии «Dolce Revolution». Размер 126х124,5 см, пластификация. Деньги, полученные от продажи этой работы пойдут на развитие tguy.ru: мы объявляем конкурс короткометражных тематических фильмов, снятых любителями. Условия конкурса мы объявим чуть позже.
Рэперы Тимати (Тимур Юнусов) и Гуф (Алексей Долматов) 7 сентября выпустили клип на песню «Москва» ко Дню города. В песне, в частности, были такие строчки: «Тот самый город, что не проводит гей-парады», «Не хожу на митинги и не втираю дичь». Клип подвергся критике, ролик получил около полутора миллионов дизлайков, что стало рекордом русского YouTube. Этой ночью ролик был удалён.
Британский музыкант в своем Инстаграме прокомментировал интервью президента России газете Financial Times. Путин сказал, что в России не имеют ничего против людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Американский актер Брэд Питт потребовал удалить свое имя и фотографию с сайта защитников прав натуралов Super Happy Fun America.
В русской версии байопика об Элтоне Джоне «Рокетмен» вырезали несколько сцен, в том числе с гей-сексом.
Победителем конкурса стал Дункан Лоуренс с композицией Arcade. Второе место получила Италия, представитель от России Сергей Лазарев - третий.
Автор: Benjamin Veronis
Автор: Alex Efimoff
Автор: Hugh Brown