Жизнь журналиста, поэта, фотографа и художника Славы Могутина достойна экранизации Нетфликса: он не скрывал своей гомосексуальности, в 1994-м попытался зарегистрировать в России однополый брак, писал про секс так, что начисто отбивал охоту им заниматься, а его публикации в «Еще» и «Новом Взгляде» привели к обвинениям в «пропаганде порнографии», «злостном хулиганстве» и «смаковании бесчеловечной жестокости». В середине 90-х Слава Могутин покинул страну и попросил политического убежища в США. Причиной стало уголовное дело о «возбуждении межнациональной розни» из-за публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый взгляд».
С тех пор Могутин живет и работает в Нью-Йорке, выставляется в США как фотограф и художник и почти не приезжает в Россию. В 1999 под псевдонимом Tom International он снялся в фильме культового порнорежиссера Брюса ЛяБрюса «Skin Gang», затем в четырёх откровенных картинах Майкла Лукаса, а 2004-м, уже под своим именем — в независимом кино Лауры Колейа «Stay Until Tomorrow».
12 апреля Славе исполнилось 45 лет. В честь дня рождения интернет-журнал «Открытые» подобрал его самые яркие и местами неполиткорректные цитаты о России, Америке, гомосексуальности, творчестве и цензуре.
О жизни в России
«В России вся жизнь — садо-мазохизм. За четыре дня у меня было четыре стычки с ментами, то есть меня четыре раза останавливали, обыскивали, вымогали деньги. Опять-таки, с одной стороны, мне нравится военная форма, с другой, я не хочу, чтобы меня кто-то пинал в лицо грязными сапогами».
О своей «скандальности»
«Скандал — это совершенно определенное эстетическое понятие в культуре — и в литературе в частности. Именно скандалы помогли многим классикам утвердиться в истории. Есенина при жизни тринадцать раз (!) пытались привлечь к ответственности за хулиганство. Меня тоже привлекали по этой статье. Скандалистом был и Маяковский. Так что я оказался не в самой плохой компании».
О своем альтер эго
«Во мне уживаются разные характеры и персонажи. Супермогутин — агрессивный гомотеррорист, беспощадный содомизатор, кровожадный маньяк, мечтающий о том, чтобы «подчинить себе весь этот ебаный мир или уничтожить его на хуй в припадке тоски и мизантропии». А Могутин — это скорее лирический герой, способный на красивые жесты и сильные человеческие эмоции, страдающий от одиночества и непонимания».
О русских парнях
«Я ненавижу американский типаж геев. Накачанные, абсолютно искусственные тела, с искусственным загаром, с выведенными лазером волосами. Я всегда предпочту американскому «качку» русского парня с натуральным, от природы мускулистым телом. В этом плане здесь больше моих типажей, чем в Нью-Йорке».
О делении на гомо- и гетеро-
«Моя ориентация достаточно неопределенна, о чем можно судить по моим текстам. У меня были отношения и с женщинами, и это все мной описано. Я стал известен в качестве гея потому, что первым в России стал открыто писать на гомосексуальные темы. Конечно, этому способствовала и моя попытка регистрации первого в России гомосексуального брака, вызвавшая в свое время большой скандал. Это и спровоцировало основные проблемы с властями. Мне кажется, деление на гомо- и гетеро- — устаревшая формула, имеющая отношение скорее к медицинским догмам или к статьям Уголовного кодекса».
О том, что «значит быть пидором»
«Я считаю, что быть пидором — означает быть бунтарем, идти против общего течения и как-то отстаивать независимость мышления и своего образа жизни, а не ходить табунами во всех этих уебищных гей-парадах среди тысяч и тысяч одинаковых, абсолютно похожих друг на друга накачанных пидоров с искусственными телами, одинаковыми прическами, манерами и интересами».
О своих фотографиях
«Я часто нахожу красоту в маргинальных местах и ситуациях, которые некоторые люди считают непристойными, шокирующими или слишком «жесткими». Моя цель не шокировать, а заставить людей думать и выглядеть по-другому, и делиться своим видением мира как единого глобального сообщества, где каждый может мирно сосуществовать».
Об американском ЛГБТ-движении
«То, что сейчас происходит в Америке, на мой взгляд, это невероятный откат в прошлое в плане цензуры, свободы слова и печати. Я это знаю и как журналист, и как художник, и как активист. Я всегда протестовал против того, чтобы меня называли гей-активистом, но то, чем я занимаюсь, идет против того мейнстрима, который навязывается как гей-норма. То, что происходит сейчас в американской поп-культуре, в печати, в прессе, на телевидении, — это пропаганда ассимиляции, пропаганда бездумного поклонения материальным ценностям, полная коммерциализация, полное отсутствие какого бы то ни было интереса к истокам этого движения. А эти истоки всегда были в бунтарстве, в противостоянии нормальности, в противостоянии ассимиляции».
О нежелании выставляться в России
«Мне гораздо интереснее открывать новые территории, культуры и цивилизации, представлять мои работы тем, кому они по-настоящему интересны. Я не ощущаю особого интереса со стороны российской публики. По-прежнему меня кто-то знает как журналиста, поэта, хулигана, скандалиста, но я не думаю, что многие всерьез воспринимают мое визуальное искусство. Но главная причина — это то, что я не хочу поддерживать путинский режим ни в какой форме. Выставляться сейчас там после принятия драконовского запрета на так называемую «гей-пропаганду» – это была бы игра в их ворота. Зачем мне это нужно? Я не вижу смысла, мои принципы мне этого не позволяют».
О цензуре в соцсетях
«Несмотря на то, что интернет дал много возможностей для нового поколения креативщиков, появилось множество серьезных ограничений. Это неоднозначная ситуация, когда цензура является одной из движущих сил того, что вы видите в соцсетях, в инстаграме. Они [модераторы соцсетей] будут поддерживать аккаунты, которые публикуют бесконечные селфи и топлесс-картинки из спортзала, в отличие от квир-художников, которые делают что-то значимое, радикальное и нетрадиционное.
<…> Очевидно, что никто не хочет, чтобы материалы для взрослых были доступны для несовершеннолетних, но мне кажется, что это оправдание для подавления меньшинств и продажи нам искаженной, «кастрированной версии» культуры в качестве основной нормы».
О сексе
«Становилось все меньше вещей, которые способны меня возбудить. Причем, удовлетворения достичь было все труднее, ведь известно, что чем больше ебешься, тем больше хочется. Сейчас, может быть, за счет того, что я стал опытнее и пресыщеннее, мне доставляет большее удовольствие просто смотреть на секс или писать о сексе, чем реально им заниматься».
О сотрудничестве с брендами
«Для художника важно использовать все доступные платформы для самовыражения и передачи своих мыслей. Я никогда не отказывался от своих принципов, независимо от проектов. Мода — часть поп-культуры, она тоже может быть политической. В своей работе я всегда стремлюсь найти баланс между личным и политическим, следовать своему сердцу и высказывать свое мнение».
О силе визуального искусства
«Я горжусь своими русскими корнями и до сих пор черпаю вдохновение в своей родной культуре. Мой опыт диссидента и беженца сформировал меня как личность и художника. Я думаю, что иммигрант дает вам другой взгляд на искусство и жизнь. Я верю в строительство мостов, а не стен. Я также считаю, что мы можем добиться большего путем культурного диалога, чем любые политические лозунги или пропаганда».
Фотографии: официальный сайт Славы Могутина
Рэперы Тимати (Тимур Юнусов) и Гуф (Алексей Долматов) 7 сентября выпустили клип на песню «Москва» ко Дню города. В песне, в частности, были такие строчки: «Тот самый город, что не проводит гей-парады», «Не хожу на митинги и не втираю дичь». Клип подвергся критике, ролик получил около полутора миллионов дизлайков, что стало рекордом русского YouTube. Этой ночью ролик был удалён.
Британский музыкант в своем Инстаграме прокомментировал интервью президента России газете Financial Times. Путин сказал, что в России не имеют ничего против людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Американский актер Брэд Питт потребовал удалить свое имя и фотографию с сайта защитников прав натуралов Super Happy Fun America.
В русской версии байопика об Элтоне Джоне «Рокетмен» вырезали несколько сцен, в том числе с гей-сексом.
Победителем конкурса стал Дункан Лоуренс с композицией Arcade. Второе место получила Италия, представитель от России Сергей Лазарев - третий.
Автор: Benjamin Veronis
Автор: Alex Efimoff
Автор: Hugh Brown