На канале HBO вышел документальный фильм «Покидая Неверленд», посвященный двум мужчинам, которые заявляют, что в детстве подверглись сексуальному насилию со стороны Майкла Джексона. Esquire рассказал, почему картина вызвала столь огромный резонанс.
Премьера четырехчасового документального фильма «Покидая Неверленд» (Leaving Neverland) состоялась в январе 2019 на фестивале «Сандэнс». Фильм сразу спровоцировал скандал: фанаты музыканта устроили акции протеста, дошло до потасовок с полицией. Авторов картины обвинили в предвзятости и однобоком освещении истории, так как умерший в 2009 году Майкл Джексон не сможет себя защитить.
Действительно, «Покидая Неверленд» целиком построен на свидетельствах двух мужчин — 36-летнего хореографа Уэйда Робсона (Wade Robson) и 41-летнего IT-специалиста Джеймса Сейфчака (James Safechuck), которые обвинили певца в сексуальном насилии. Режиссер картины Дэн Рид (Dan Reed) признал, что намеренно не взял интервью у других участников событий, чтобы не усложнять сюжет, который, по его словам, «не о Джексоне, а о двух семьях и о том, как они смирились с историей, которую их сыновья рассказали им через много лет после смерти Джексона». Семью самого Майкла Джексона фильм полностью обошла стороной (семья назвала картину «публичным линчеванием» и подала против HBO иск на $100 миллионов).
«Покидая Неверленд» ожидаемо вызвал волну споров. В соцсетях до сих пор обсуждают, уместно ли ворошить прошлое, что после этого делать с наследием Джексона и почему герои фильма, которые ранее свидетельствовали в суде в защиту музыканта, внезапно решили заговорить.
После премьеры на HBO из «Симпсонов» был удален эпизод с участием Майкла Джексона, а несколько радиостанций сняли его песни с ротации. Фанаты певца нанесли ответный удар: взломали страницу фильма на IMDb и обрушили его рейтинг. В разных городах люди выходят на демонстрации в поддержку поп-короля, а лондонские фанаты даже оплатили рекламу на автобусах, где разместили плакаты «Невиновен» и «Факты не врут. Люди врут».
Esquire рассказал, что особенного в этом фильме, расколовшем общество на два лагеря. Внимание: некоторые факты могут вызвать у читателя негативное впечатление.
Уроженец Австралии Уэйд Робсон познакомился с Майклом Джексоном в 1987 году – на тот момент ему было 5 лет. Тогда в копилке музыканта уже было шесть сольных альбомов, включая знаменитый Thriller. Маленький Уэйд был фанатом Джексона: комната мальчика пестрела плакатами, он проводил у телевизора массу времени, слушая его музыку и копируя движения. Ключом к знакомству с Джексоном стал танцевальный талант Робсона — он победил в конкурсе двойников певца в Брисбене и получил приз: билеты на концерт и встречу со своим кумиром, который тогда гастролировал с туром Bad. Концерт был двухдневный, и на второй день Робсон уже танцевал на сцене вместе с другими детьми, одетый в черный костюм с шипами, как в клипе Bad.
После знакомства Джексон предложил Робсонам связаться с ним, если те вдруг окажутся в Америке. Это произошло через два года, когда Уэйд отправился на гастроли в Калифорнию в составе танцевальной группы. Мать Уэйда Джой Робсон позвонила ассистентам певца, и вскоре семья была приглашена на ранчо Неверленд.
В документалке Уэйд Робсон рассказывает, что в первую же ночь он и его старшая сестра Шанталь легли спать в спальне Джексона, меж тем как родители отправились в гостевой домик. Он признает, что ситуация эта странная, но, по его словам, «было ощущение, что я знаю его много лет». «Его постеры были в моей комнате, его музыка — в моих ушах. Я знал его, как мне казалось», — говорит Уэйд.
Неверленд был сказкой наяву не только для семилетнего Робсона, но и для всей семьи. Его мать и сестра восхищенно описывают ранчо, где был бассейн, парк аттракционов, зоопарк, кинотеатр с попкорном и сладостями в неограниченном количестве. Уэйду не хотелось уезжать, и Майкл уговорил его родителей оставить мальчика еще на пару дней, пока остальное семейство будет на экскурсии в Гранд-Каньоне. По словам Робсона, именно тогда произошел его первый сексуальный контакт с Джексоном. Связь продолжалась еще семь лет – до 14-летия мальчика. Майкл объяснил ему, что их «свел вместе Бог», и вещи, которые они делают наедине, являются проявлениями любви. Как рассказал Робсон, сексуальные связи включали в себя просмотр порнографии, мастурбацию, оральный секс. Также он упомянул одну попытку пенетрации – на тот момент ему было 14, однако отметил, что Джексон остановился, когда ему стало физически больно.
После возвращения семьи Робсонов в Австралию Майкл звонил Уэйду каждый день. Как утверждает Джой Робсон, разговоры иногда длились по шесть-семь часов. Кроме того, от поп-звезды регулярно приходили факсы с записками о том, как он соскучился по Робсонам, а также с советами Уэйду, которого он называл my little one.
В это время брак родителей Уэйда дал трещину: у отца диагностировали биполярное расстройство, заболевание сопровождалось перепадами в настроении, он мог уходить из дома по ночам. В возрасте 9 лет Уэйд с сестрой и матерью переехали в Лос-Анджелес — в фильме утверждается, что на решение Джой уехать от мужа в США повлиял Джексон, который был близок и с ней (по словам Джой Робсон, он был для нее как сын). Музыкант якобы предсказывал мальчику блестящую карьеру и обещал ему участие в своем клипе на песню Black and White.
Однако на съемки был приглашен Маколей Калкин. По словам Уэйда, узнав об этом, он почувствовал «ревность и обиду», ведь его место занял другой «любимчик». А в тур Dangerous в 1992 году с Джексоном поехал новый мальчик — австралиец Бретт Барнс.
И Барнс, и Калкин неоднократно заявляли, что музыкант всегда вел себя с ними предельно корректно.
В Лос-Анджелесе Робсон продолжил танцевальную карьеру и добился больших успехов. В 11 лет у него уже был собственный агент, в 12 он начал давать танцевальные классы, а в 14 – ставить номера местным группам. Еще подростком Робсон стал работать с Бритни Спирс, в 2001 году поставил хореографию для рекламы Pepsi с ее участием, режиссировал ее турне и снимался в ее клипах. Вскоре он начал сотрудничество с NSYNC в роли постановщика их шоу.
Джеймс Сейфчак познакомился с Джексоном в 1987 году, когда ему было 10 лет — мальчик прошел кастинг на съемку в рекламе Pepsi. В фильме Сейфчак признается, что не был фанатом музыканта, но скоро привязался к нему.
Между мальчиком и поп-королём завязалась дружба: Джексон часто бывал у Сейфчаков, а они гостили у него в лос-анджелесском особняке, все вместе проводили отпуск на Гавайях. В 1988 году семья получила приглашение отправиться с Джексоном в тур Bad — как утверждает Джеймс, именно тогда отношения с Джексоном перешли в сексуальную плоскость. По словам матери Джеймса Стефани, она ничего не подозревала. На ее вопросы о том, почему ее заселяют в номер на другом этаже или в другом конце коридора, менеджеры отвечали, что хорошего номера поблизости нет. «Майкл хотел быть нашим другом, а мы думали: о Боже, как нам повезло! Вы летаете первым классом, вас ждет его лимузин, это было восхитительно, мы жили жизнью богатых и знаменитых», — вспоминает Стефани Сейфчак.
В фильме Сейфчак подробно рассказывает, как вступал в сексуальные отношения с Джексоном на ранчо Неверленд. Он утверждает, что это происходило в спальне музыканта, в кинотеатре, в гостевых домах. По словам мужчины, это всегда были помещения, в которые было непросто попасть: требовалось преодолеть большое расстояние, крутой лестничный пролет, или открыть несколько дверей. Любого приближающегося было слышно заранее – это давало возможность быстро одеться. Сейфчак рассказывает, что они даже репетировали одевание на скорость.
Рассказы Робсона и Сейфчака похожи: оба мужчины вспоминают, что ревновали, когда видели Джексона с другими детьми. По словам Джеймса, во время ночевок в Неверленде он замечал, как музыкант уединяется в уборной с другим мальчиком, и «догадывался, что там происходит». В последний раз он был в Неверленде в 1992 году, в возрасте 14 лет.
В 1993 году дантист Эван Чендлер обвинил Джексона в растлении своего 13-летнего сына Джордана и подал против певца гражданский иск на $20 миллионов. Мальчик рассказал, что музыкант принуждал его трогать свои гениталии, и подробно описал его половые органы и отличительные признаки на теле. Последовало уголовное расследование, полиция пришла на ранчо Неверленд с обыском, а самого Джексона подвергли осмотру и сфотографировали нижнюю часть его туловища, в том числе пенис. Позднее музыкант называл те события «настоящим кошмаром».
В рамках расследования были допрошены несколько десятков детей и их родителей, в том числе и Робсон с Сейфчаком. На этом видео 1993 года видно, как 11-летний Робсон, его мать и сестра защищают Джексона.
По словам Джой Робсон, когда в СМИ разразился скандал с Чендлерами, она спросила Уэйда, позволял ли Джексон непристойности по отношению к нему, и услышала четкое «нет». Она также признается, что воспринимала Майкла как члена семьи и была уверена, что его пытаются опорочить ради денег. Нечто похожее рассказывает и Стефани Сейфчак. Во время судебного процесса ее сын Джеймс также свидетельствовал в защиту Джексона. Немого спустя, как утверждает женщина, Джексон купил им дом.
История с Чендлерами действительно была запутанной, а поведение Эвана Чендлера давало основания подозревать в его действиях корыстный интерес. У многих вызывал вопросы то факт, что в полицию дантист не пошел, а вместо этого подал гражданский иск и обратился к услугам Барри Ротмана, адвоката с темным прошлым, который уклонялся от уплаты налогов и был неплательщиком алиментов. Значимым аргументом защиты стала аудиозапись разговора Чендлера, где он рассказывает о планах получить полное опекунство над сыном (семья была в разводе) и «уничтожить Джексона». На вопрос собеседника о том, что после этого будет с его сыном, мужчина ответил: «Мне все равно. Эта история больше, чем мы все, вместе взятые. Она обрушится и уничтожит каждого, кто на виду. Это будет настоящая резня, если я не получу, что я хочу».
Также всплыла информация, что о домогательствах Джексона мальчик рассказал под воздействием амитала натрия, введенного в качестве наркоза при удалении зуба (это психоактивное вещество известно как «сыворотка правды», его применяли во время допросов в КГБ; для медицинского наркоза оно не использовалось). Как стало известно, Чендлер параллельно вел переговоры с представителями Джексона, обсуждая денежные компенсации и сделки. Позднее Чендлер повел сына к психотерапевту – на трехчасовом сеансе 13-летний Джордан рассказал, что Джексон мастурбировал перед ним и занимался с ним оральным сексом. Это же он повторил на допросе в полиции, при этом описав особенности физиологии певца.
В январе 1994 Майкл Джексон заключил досудебное соглашение, заплатив семье около $20 миллионов. Уголовное расследование продолжалось, но Джордан не стал свидетельствовать против певца, а в июле 1994 Чендлеры прекратили сотрудничать со следствием. В сентябре дело было закрыто за отсутствием доказательств.
В результате скандала пострадали и здоровье, и карьера музыканта. В ходе разбирательств Джексон начал принимать успокоительные ксанакс и валиум, и это перешло зависимость. Кроме того, он лишился ряда контрактов, в том числе десятилетнего договора с Pepsi.
Новое разбирательство началось после выхода на экраны документального фильма «Жизнь с Майклом Джексоном» журналиста Мартина Башира, который повсюду сопровождал артиста в течение нескольких месяцев. Внимание правоохранителей привлекло заявление 12-летнего Гэвина Арвизо о ночевках в спальне музыканта. Тогда Джексон заявил, что нет ничего плохого в том, что дети спят на его кровати, поскольку здесь отсутствует сексуальный подтекст.
Разразился скандал. На музыканта ополчились все СМИ, тогда как друзья и знакомые защищали его, утверждая, что слова Джексона просто были неверно интерпретированы. Сторонники музыканта указывали на обстоятельства его биографии: он был лишен детства, с пяти лет все его время проходило на бесконечных репетициях, в студиях, на сцене перед миллионами незнакомых людей. Маленький Майкл был окружен взрослыми, которые требовали от него все больше, а отец Джо Джексон избивал его. Многие говорили о том, что у Майкла Джексона заторможенное развитие и он, по сути, ребенок в теле взрослого мужчины.
Джексон действительно проводил с детьми много времени, дружил с ними, жертвовал миллионы на благотворительность и основал благотворительную организацию Heal the World для борьбы с бедностью, голодом и эксплуатацией детей.
По словам семьи Арвизо, Джексон растлил Джона на том же ранчо Неверленд, напоив мальчика алкоголем. Процесс длился без малого два года, СМИ то и дело публиковали различные спекуляции в адрес музыканта (многочисленные заявления домработников – якобы свидетелей неподобающего поведения музыканта; многие из этих людей позднее отказались от своих слов). В ходе судебных слушаний всплыло, что мать Гэвина, Джанет Арвизо, ранее лжесвидетельствовала в суде, а также обвинялась в мошенничестве.
В июне 2005 Джексон был признан невиновным по всем пунктам обвинения.
Среди свидетелей защиты были Маколей Калкин и Уэйд Робсон, которому на тот момент было 22 года. Сейфчак в процессе не участвовал, в фильме он говорит, что отказался давать показания. На суде, когда защита задала Робсону вопрос, совращал ли его Джексон, тот ответил: «Абсолютно точно нет. Если бы это было так, меня бы здесь не было».
В 2009, после смерти музыканта, 27-летний Уэйд Робсон написал трибьют Джексону: «Майкл Джексон изменил весь мир и мою жизнь навсегда. Он — причина того, что я танцую, причина того, что я занимаюсь музыкой, и одна из главных причин моей глубокой веры в чистую доброту человечества. Он был моим другом на протяжении 20 лет. Его музыка, движения, его вдохновляющие и ободряющие слова и безусловная любовь будут жить внутри меня вечно. Я буду безмерно скучать по нему, но я знаю, что он теперь в мире и очаровывает небеса своей музыкой и лунной походкой».
И Робсон, и Сейфчак утверждают, что долго не осознавали абьюзивность отношений с Джексоном. По их словам, понимание пришло к ним только после того, как они сами стали отцами. У Робсона на этом фоне начались психологические проблемы, он стал ходить к психотерапевту. На сеансах он впервые открылся, а затем рассказал о произошедшем семье.
В 2013 Робсон подал иск на компенсацию в $1,5 миллиона, требуя выплатить сумму из средств, полученных от реализации наследства музыканта. Суд Лос-Анджелеса отклонил иск на основании того, что Робсон пропустил установленный законом срок в 12 месяцев после смерти Джексона. Подобный отказ получил и Сейфчак.
В ответ на признания Робсона поклонники Майкла обвинили его в предательстве и припомнили, что он дважды свидетельствовал в защиту музыканта. В прессе появилась информация, что Робсон добивался разрешения на постановку шоу цирка «Дю Солей», посвященного Джексону, но получил отказ. Кроме того, по данным Forbes, он планировал написать книгу об отношениях с музыкантом, но не сумел найти издателя.
Семья Джексона продолжает критиковать авторов фильма, однако в СМИ появились спекуляции, что дело здесь не только в защите доброго имени Майкла, но и в возможных финансовых проблемах. Как отмечает The Wall Street Journal, музыкальный каталог Джексона ежегодно приносит его наследникам миллионы долларов, а «Покидая Неверленд» ставит под удар некоторые проекты семьи, такие как контракт в $250 миллионов с Sony Music на выпуск посмертных альбомов певца.
И все же, по мнению Forbes, говорить о каких-то конкретных финансовых последствиях преждевременно. Основной доход приносит музыка Джексона, а она все еще звучит на всех радиостанциях (за исключением трех в Канаде и Новой Зеландии) и стриминговых сервисах.
Рэперы Тимати (Тимур Юнусов) и Гуф (Алексей Долматов) 7 сентября выпустили клип на песню «Москва» ко Дню города. В песне, в частности, были такие строчки: «Тот самый город, что не проводит гей-парады», «Не хожу на митинги и не втираю дичь». Клип подвергся критике, ролик получил около полутора миллионов дизлайков, что стало рекордом русского YouTube. Этой ночью ролик был удалён.
Британский музыкант в своем Инстаграме прокомментировал интервью президента России газете Financial Times. Путин сказал, что в России не имеют ничего против людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Американский актер Брэд Питт потребовал удалить свое имя и фотографию с сайта защитников прав натуралов Super Happy Fun America.
В русской версии байопика об Элтоне Джоне «Рокетмен» вырезали несколько сцен, в том числе с гей-сексом.
Победителем конкурса стал Дункан Лоуренс с композицией Arcade. Второе место получила Италия, представитель от России Сергей Лазарев - третий.
Автор: Benjamin Veronis
Автор: Alex Efimoff
Автор: Hugh Brown