В начале августа русско-американский художник и писатель Слава Могутин открыл новую выставку "Во Имя Любви" в Музее Современного Искусства в Индианаполисе.
По русскому паспорту нашего героя зовут Ярослав Юрьевич Могутин, родился 12 апреля 1974 года в Кемерово. Еще подростком он приехал в Москву, где стал работать журналистом в изданиях "Независимая газета", "Московские новости", журнале "Столица". Откровенные и провокационные публикации в газете "Новый Взгляд" создали ему скандальную известность и стали причиной возбуждения против него трех уголовных дел, по которым он мог получить тюремное заключение до семи лет. В 1995 году Могутин был вынужден эмигрировать в США, где получил политическое убежище при поддержке правозащитных организаций, в частности Amnesty International и Американский PEN.
Его литературные труды переведены на многие языки. Сам Ярослав когда-то переводил на русский поэзию Аллена Гинзберга, эссе Уильяма Берроуза и рассказы Денниса Купера. Опубликовав семь книг по-русски, за одну из которых он получил Премию Андрея Белого, Могутин полностью перешел на английский и в основном сменил писательскую деятельность на художественную, выпустив в Штатах два альбома фотографий, "Lost Boys" и "No Love". Его персональные выставки прошли в Нью-Йорке, Берлине, Москве, Стокгольме, Кракове, Люксембурге и Мадриде. Фотоработы публикуются в журналах Flash Art, i-D, V, Vice, Modern Painters, Visionaire, Whitewall и L’Uomo Vogue.
В качестве актера Могутин снялся в порнографическом агитпроп-фильме Брюса Ля Брюса "Skin Flick" (1999), а позже, в 2004 году — в фильме Лауры Колейлы "Stay Until Tomorrow". В том же 2004 году совместно со своим другом Брайаном Кенни (Brian Kenny) Могутин основал SUPERM - мультимедийный проект, за плечами которого музейные и галерейные выставки в десяти странах и сотрудничество со многими талантивыми молодыми художниками, музыкантами и актерами, включая Франсуа Загата (François Sagat) и Джио Черного Питера (Gio Black Peter). В сентябре 2011 года Ярослав принял американское гражданство и официально сменил свое имя на Славу.
Его новые работы - красочные и романтичные полуобнаженные мужские портреты на фоне голой природы. От полароидов, запечатлевших моделей, будто вышедших из Древней Греции, до коллажей, сделанных из газетных заголовков и вырезок, в работах художника, возможно, даже больше интимности и самовыражения, чем в его более провокационных перформансах 90-х годов, но в контексте сегодняшней России, открытое провозглашение себя геем носит крайне политический характер.
Каково было быть геем в России в то время, когда ты жил там?
Я никогда не сталкивался с гомофобией в повседневной жизни, за исключением одного случая, когда меня побили в Парке Горького за то, что у меня были длинные волосы и слишком много серег в ушах. Когда я подростком переехал в Москву, я быстро влился в захватывающую и яркую андеграундную гей-тусовку, которая развернулась после того, как в 1993 году гомосексуализм был декриминализирован. Это был мимолетный период эйфории, и я до сих пор вспоминаю те времена с ностальгией. Ситуация обострилась, когда я начал писать на гей-темы и разоблачил нескольких клозетных персонажей, включая одиозного политика Владимира Жириновского, который мне однажды предложил пост его пресс-секретаря. Меня обвинили в нескольких преступлениях, от "злостного хулиганства" и "разжигания социальной, национальной и религиозной ненависти" до "пропаганды жестокого насилия и сексуальных извращений".
А почему ты уехал?
Последние несколько лет до моего бегства, я постоянно подвергался цензуре и уголовным преследованиям за мои "подстрекательские" статьи. Положение дел стало совсем невыносимым после того, как я пытался зарегистрировать первый однополый брак в России с американским художником Робертом Филиппини, который тогда был моим бойфрендом. Вот тогда мы узнали, что такое настоящая гомофобия – с анонимными угрозами расправы, ночными визитами полиции, угрозами депортации или психушки, а также официальным осуждением в правительственных газетах и на государственном телевидении. У меня не было иного выхода, кроме как покинуть страну, и мне круто повезло, что удалось сбежать прежде чем они внесли меня в базы данных на российской таможне.
Что ты думаешь о нынешних антигомосексуальных инициативах правительства? Что это говорит о сегодняшней России?
Печально, что Россия в последнее время упоминается в новостях только в отрицательном контексте. Это безусловно ужасный пиар-ход со стороны Путина, будто его репутация недостаточно подмочена после фальсификации выборов и позорного суда над Pussy Riot. Печально, что Россия скатывается во времена мракобесия и изоляции. Одно можно сказать точно: разжигание правительством ненависти, подогреваемой новым религиозным шовинизмом, приведет к массовой эмиграции многих талантливых и преуспевающих геев. Примерно так же, как это произошло с евреями в Советском Союзе еще в 70-х и начале 80-х. Печально, что Россия-Матушка наказывает и отталкивает своих гомосексуальных детей или пытается остановить гомосексуальные пары из других стран, которые хотят усыновить российских сирот, заслуживающих лучшей жизни. Я всем сердцем с теми, кто оказался затронутыми этими драконовскими законами.
Собираешься ли ты создавать проекты о России, принимая всё это во внимание?
Очень важно говорить и писать о том, что сейчас происходит в России. Надеюсь, эта кампания будет обретать все большие масштабы на Западе, принудив российское правительство отменить новые гомофобные законы. Несмотря на то, что я уже почти 20 лет не живу в России, я по-прежнему сохраняю там присутствие через свои книги и интервью. Я думаю, мои литература и искусство как никогда прежде приобрели политическое значение и важность. В современной России быть геем означает быть бунтарем и диссидентом, для этого нужно большое мужество, и я счастлив наблюдать за появлением нового гей-движения по всей стране. Я верю, что проповедь любви и терпимости возымеет свой эффект, и новое поколение русских выберет для себя лучшее будущее.
Каковы твои ближайшие планы и проекты?
Сейчас мои работы представлены на выставке "Faceless Part 1" в венском музее MuseumsQuartier, и совсем недавно у меня открылась персональная выставка "Во Имя Любви" в Музее Современного Искусства в Индианаполисе – моя первая крупная музейная выставка в Америке. Сейчас я готовлюсь к выставке в галерее Esther Woerdehoff в Париже в ноябре и в пражском Кунстхалле Rudolfinum в январе 2014 года. Также я работаю над несколькими книжными проектами, основанными на новых и архивных материалах.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Недавний опрос «Левада-Центра» показал, что почти половина россиян (47%) – за равные права ЛГБТ-людей в России. Ощущают ли «оттепель» сами ЛГБТ? Есть ли у них надежда, что когда-нибудь в России признают их права?
Гомофобы встали, пошли, начали бить и убивать людей, потому что они почувствовали, что за ними стоит государство, что государство поддерживает их ненависть. И вот это гораздо страшнее. Самая злая ирония в том, что закон спровоцировал огромное количество беззакония и преступлений.
Я абсолютно убежден, что господин Алексеев находится на службе у гэбухи. И я считаю, что это всё просто заказ. Поскольку на самом деле никто не имеет право выйти на улицы, давайте мы тогда не будем говорить об ущемлении прав ЛГБТ. Это не ущемление прав ЛГБТ — это возможность Николаю Алексееву и его швейцарскому бойфренду заработать швейцарских франков на дальнейшее существование.
Канадец, уроженец Квебека 33-летний Бо Синн (Bo Sinn) много чего может рассказать о закулисье фильмов для взрослых. Меньше, чем за два года он прошел путь от актёра-любителя до одной из самых известных порнозвёзд. В его головокружительной карьере были свои взлеты и падения – куда же без них. Но нет сомнения в том, что лучшее для него впереди.