Отрывок из программы "Особое мнение" на "Эхе Москвы" с Даниилом Дондуреем, главным редактором журнала "Искусство кино". Ведущая Татьяна Фельгенрауэр. Публикуется с сокращениями.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Давайте про искусство кино сначала поговорим. Процитирую я вам главу Союза кинематографистов России Никиту Михалкова. А сказал он про легализацию однополых браков буквально следующее: «Когда противоестественные вещи становятся нормой, чего можно ждать от кинематографа? Я против однополых браков. Не может быть здорового и энергетически заряженного кино в мире, где узакониваются однополые браки», - заявил Никита Михалков. Есть ли вообще тут какая-то связь с кинематографом?
Д. ДОНДУРЕЙ: С кинематографом, конечно, связь есть. Речь, конечно, не идет о браках, на мой взгляд. Но речь идет о самом лучшем фильме 2013 года, вы его еще не видели, его видели только те, кто был в Каннах на двух или трех сеансах этого фильма. Фильм называется «Жизнь Адель». Это фильм французского режиссера тунисского происхождения Кешиша, который получил «Золотую пальмовую ветвь» этого года. И это был тот редкий случай, когда стояло всё жюри. А в этом году было выдающееся жюри, во главе со Спилбергом, Энг Ли, Мунджиу, Николь Кидман, очень ответственное, зал больше трех тысяч человек – и все счастливым образом аплодировали друг другу, себе. Они нарушили устав и дали впервые не режиссеру, автору Кешишу, но и двум актрисам. Тема была любовь женщины к женщине.
Поверьте, это не проблема секса, не проблема гомосексуальной связи, а это проблема личности. И это сделать - нужно быть очень большим художником. Этот режиссер задал шоковую планку. Можете себе представить: там сцены невероятные, беспредельные по откровенности. А потом всё содержание как бы перепрыгивало через эту планку. Т.е. мы видели, как молодая девушка страдает, восхищается, развивается, что с ней происходит. Это серьезная тема для кинематографа, серьезная тема для всей нашей страны. Например, все мы знаем, что эта тема специальная.
Мы с вами, работая в СМИ, знаем, что это специальные разработки людей, которые занимаются настоящей властью. А настоящая власть – это, конечно, интерпретация настоящего, это повестка дня. Мы ее не контролируем. Наше интеллектуальное сообщество, креативный класс не тянет. Он не выставляет повестку дня, только реагирует на сделанную и произведенную кем-то. Поэтому тема гомосексуальности выполняет множество разных функций: она компенсирует, заменяет, отводит, она перебрасывает сюжет, интерес и так далее, там много всяких функций. Мы же знаем, что никогда в нашей жизни этого практически не было, мы почти не сталкивались.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Не было, но, тем не менее Государственная Дума принимает законы.
Д. ДОНДУРЕЙ: Не просто так. Это огромная политическая работа, колоссальная работа. Ну причем здесь 7-8 процентов людей не гетеросексуальных. Эта тема никогда не возникает. Или, если возникает, то очень редко. Чтобы каждый день, чтобы патриарх, у которого десятки сложнейших тем, связанных с беспредельным моральным состоянием общества, вдруг выбирал эту тему…
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: И у Госдумы есть темы побольше, чем эта, наверное.
Д. ДОНДУРЕЙ: Конечно. Это специальная работа. Я исхожу из очень простой мысли. Главное производство в нашей стране – это не нефть и газ, и даже не промышленность и не ракетные комплексы разного рода, на что 23 триллиона рублей будет потрачено. Главное производство в нашей стране – это производство представлений людей о жизни. Оно влияет на всё: на семью, на экономику, на социальные отношения, на понимание власти, будущее страны, переброс в прошлое и так далее.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но формируют это в первую очередь федеральные телеканалы.
Д. ДОНДУРЕЙ: Безусловно. Вы же знаете, 88% граждан нашей страны получают информацию по телику, что бы мы ни говорили про Интернет. Когда мы говорим, что сейчас Интернет, я не смотрю телевизор – это не социологический взгляд на вещи. 88% граждан нашей страны получают свои представления о жизни из этого важнейшего источника производства.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Объясните мне. С одной стороны, вы рассказываете про Канны, и все мы читали про Гран-при…
Д. ДОНДУРЕЙ: Это выше, чем Гран-при, это золото.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да. И все мы удивлялись, спорили. Это было темой для больших дискуссий. С одной стороны, Канны, признание великих мастеров. А вот с другой стороны Никита Михалков, который говорит, что нельзя никак, не будет никакого ни кинематографа, ничего. Как это соотносится? Объясните мне.
Д. ДОНДУРЕЙ: Он же тоже на политической работе, Никита Сергеевич. Он должен выполнять какую-то миссию по объяснению.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Как он говорит за весь мир? Он ведь говорит – кино в мире.
Д. ДОНДУРЕЙ: Вы тоже можете говорить за все СМИ.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Я не рискну.
Д. ДОНДУРЕЙ: А он рискует, для него это естественно. Он на работе.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Зачем это нужно? Зачем людей так программировать? Почему именно этой темой?
Д. ДОНДУРЕЙ: Те люди, которые занимаются этим производством, очень серьезные люди, они чрезвычайно чутки и очень внимательны к социологическим исследованиям. Мне говорили, что они каждый день начинают с этого. Они на работе, и они серьезно этим занимаются. Вдруг или не вдруг они узнают фантастическую вещь о том, что 85% граждан нашей страны либо отрицательно, либо очень отрицательно относятся к гомосексуальным отношениям, а 49%, каждый второй гражданин, готовы к тому, чтобы эти люди преследовались уголовно.
Вы можете себе представить, в каком состоянии находится наше общество, какое нетолерантное, какое нетерпимое, как это всё возбуждено, как работали последние несколько месяцев эти специалисты, которые выбросили эту повестку дня, ее обрабатывают ежедневно, у них много спецспикеров на эту тему, вы про это говорите каждый день, все про это пишут каждый день, и каждый второй готов в суд подавать. Это же свидетельство того, что они правильно делают, это результат их работы.
Они же не обсуждают природу того, что Россия вышла на первое место по разводам, или по детскому суициду, или по убийству людей до 30 лет, не обсуждают, это ерунда. Для них важно это сегодня. У этого десятки пропагандистских, культурных, моральных, мировоззренческих функций. Это чрезвычайно серьезно. Поэтому этим люди занимаются. Это та зона, где не опасно ни по отношению к политикам, ни по отношению к экономике, но очень эффективно держать общество на этом поле, держать и обливать то кипятком, то холодной водой, то еще чем-то. Вот мастерство медийной и культурной работы. 85% отрицательно и 49% готовы к уголовным преследованиям.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Просто мы наблюдаем пример очень эффективной манипуляции общественным сознанием.
Д. ДОНДУРЕЙ: Я не использую слово «манипуляция», хотя этим именно занимаюсь. Я использую слово «производство», «распространение» и «усвоение». Не манипуляция. Это производство, на мой взгляд, главного продукта 21 века (и прошлого тоже, и всегда, но просто сегодня мы переходим в новую цивилизацию, и сегодня это особенно важно) – это производство представлений людей о жизни: как она устроена, что важно и что нет...
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Недавний опрос «Левада-Центра» показал, что почти половина россиян (47%) – за равные права ЛГБТ-людей в России. Ощущают ли «оттепель» сами ЛГБТ? Есть ли у них надежда, что когда-нибудь в России признают их права?
Гомофобы встали, пошли, начали бить и убивать людей, потому что они почувствовали, что за ними стоит государство, что государство поддерживает их ненависть. И вот это гораздо страшнее. Самая злая ирония в том, что закон спровоцировал огромное количество беззакония и преступлений.
Я абсолютно убежден, что господин Алексеев находится на службе у гэбухи. И я считаю, что это всё просто заказ. Поскольку на самом деле никто не имеет право выйти на улицы, давайте мы тогда не будем говорить об ущемлении прав ЛГБТ. Это не ущемление прав ЛГБТ — это возможность Николаю Алексееву и его швейцарскому бойфренду заработать швейцарских франков на дальнейшее существование.
Канадец, уроженец Квебека 33-летний Бо Синн (Bo Sinn) много чего может рассказать о закулисье фильмов для взрослых. Меньше, чем за два года он прошел путь от актёра-любителя до одной из самых известных порнозвёзд. В его головокружительной карьере были свои взлеты и падения – куда же без них. Но нет сомнения в том, что лучшее для него впереди.