Предлагается воображаемая декорация, параллельный мир, просто никак с нашим миром не связанный, – фашисты, геи, засилье западных спецслужб, Россия поднимается с колен, какой-то совершенно воображаемый мир. И население, телезрители, читатели медиаресурсов в этом мире должны существовать и тратить всю свою эмоциональную энергию на него. Этот мир всегда обновляется и дополняется абсурдными элементами.
Часть эфира радио "Свобода". Передача "Лицом к событию". Тема "Россия живет в параллельном мире". Ведущая Елена Рыковцева. В дискуссии принимали частие Дмитрий Глуховский и Александр Мельман. Обсуждался вопрос о производителях страхов, в частности об эпидемии анонимных звонков, о ситуации вокруг фильма "Матильда".
Дмитрий Глуховский: Конфликт вокруг Николая II совершенно искусственный конфликт. Николай II, в отличие от Иосифа Виссарионовича Сталина, который имеет большое фанатское движение спонтанное и народное, которое, тем не менее, управляется, подхлестывается, индуцируется, Николай II совершенно восковой, неживой персонаж. Это тема империи, это тема императора, это тема бесконечных путинских сроков, тема патриотизма, но скорее всего, православия с одной стороны, а с другой стороны, России как империи.
Елена Рыковцева: Тогда скажите, зачем? Допустим, есть некие люди, образы, которые руководят этой несчастной или не несчастной, наоборот, вполне разумной женщиной (Натальей Поклонской). Зачем?
Дмитрий Глуховский: В очень большой степени это укладывается в вопрос дискурса и конфликта власти и интеллигенции. То есть это принципиально важное противостояние или симбиоз, которое в очень большой степени определяет и направляет движение страны. Дело в том, что помимо людей, которые верят оголтелой телевизионной пропаганде, есть люди, наделенные, с одной стороны, критическим мышлением и с другой стороны – каким-то образом имеющие доступ к независимым источникам информации и умеющие разделять пропаганду, дымовую завесу, направленную на дезориентацию большинства избирателей, политически активных граждан. Есть люди, которые не понимают, что происходит, верят в Донбасс, в партизанское движение, в "Крымнаш", в то, что нас осадил Запад, в происки НАТО, в геев, которые ювенальной юстицией заправляют. Есть люди, которые во все это верят, есть люди, которые понимают, что все это ерунда, а что следить надо за тем, у кого что отжимает "Роснефть" в данный момент, потому что в стране происходит реприватизация, ренационализация, с целью последующей реприватизацией. Ограниченная группа лиц, находящаяся у власти, стремится забрать из рук частного капитала огромные активы, чтобы потом раздать их своим и передать следующему поколению. Вот реальный интересный политический процесс, который в стране творится.
Елена Рыковцева: И ширмой которого является госпожа Поклонская.
Дмитрий Глуховский: Надо отвлекать рационально мыслящих людей на эмоциональные темы острые – борьба с гомосексуалистами, с усыновлениями, конфронтация с Западом, стравливание братских народов и так далее.
Елена Рыковцева: И все это для того, чтобы пилить потихонечку.
Дмитрий Глуховский: И все это для того, чтобы удерживать муниципальные выборы, чтобы удерживать критически мыслящую часть населения, которая способна сомневаться в действиях власти, которая видит реальные мотивации, просто как можно дальше от этого держать. То есть фактически в то время, как народу предлагается Крым и продолжение Великой Отечественной войны, интеллигенции предлагается гомосексуализм и духовность.
Александр Мельман: Как-то интеллигенция на это ведется. Получается, эти фейковые взрывы, это тоже из той же оперы?
...
Елена Рыковцева: Все, что происходит с этими странными телефонными угрозами, ФСБ открыло уголовное дело, никто пока не найден. Что это за террористы – непонятно, в таких количествах расплодившиеся одновременно по всей Российской Федерации. Три версии выдвигают. Первая – это Украина дестабилизирует российскую ситуацию. Вторая версия – это поклонники "Матильды" дестабилизируют, чтобы заранее подготовить всех к показу этого фильма, показывают, что может с вами быть, если вы начнете эту "Матильду". И третья версия, которая появилась на страницах забайкальской какой-то газеты, о том, что это учения, которые сейчас проходят в рамках российско-белорусских, что людей готовят таким образом к эвакуации. И четвертая, что это так пугает ИГИЛ. Александр, почему об этом не говорится на телевидении вообще?
Александр Мельман: Это то, что Дмитрий говорил про ФСК-ФСБ-КГБ, которая все контролирует. То, что не входит в круг их понимания, они сами этого боятся, поэтому они это не показывают. Банальный лозунг, что то, что не показано по телевизору, того нет в жизни, они так и действуют. Такая позиция страусиная, конечно. Я понимаю, что они сами напуганы, потому что это вне того контекста, который они сами создают. Они, может быть не знают, что с этим делать. Когда был теракт в Сургуте, человек, который резал людей – это тоже не показали до поры до времени. Когда была банда, которая на дорогах убивала людей мусульманских, об этом нам тоже практически не говорили. Это страхи нашей власти. Мы по тому, что нам не показывают, можем понять, чего они боятся.
Дмитрий Глуховский: Разумно. То, что отсекается от телеэфира, то не является срежиссированным самой властью.
Елена Рыковцева: Это нам версию учений отбрасывает?
Александр Мельман: Это как рязанский сахар в 1999-м.
Елена Рыковцева: Одна из версий, которая режиссировалась властью, совпадает с тем, что власть не хочет ее показывать?
Дмитрий Глуховский: То, с чем трудно спорить, – это замалчивание властью любой политической инициативы, нисходящей от нее самой. Мы привыкли жить в мире симулируемой политической реальности, когда все процессы происходящие, как будто бы разыгрываемые самостоятельными игроками, на самом деле разыгрываются сугубо по сценарию, который пишется либо в администрации, либо в каких-то подконтрольных инстанциях на уровне ниже. Дальше кто-то играет роль дурачка, кто-то рыжего клоуна, кто-то белого, как будто коммунист, как будто националист, от Жириновского и Зюганова, далее к Залдостанову и так далее. То есть всякая политическая деятельность страны, попадающая в прицел телекамер и попадающая на телеэкраны, – это симулякр, никакого отношения к реальной политике это не имеет. И в тот момент, когда такое масштабное событие, как одновременная эвакуация ста тысяч человек по всей стране в десятках точек, – это говорит о том, что это вещь, от власти не происходящая. Соответственно, поскольку они не понимают, как это все осмыслить и отреагировать, наверняка начинаются летучки на телеканалах, возможно, в администрации президента срочная летучка, куда вызываются главы телеканалов, поскольку событие достаточно заметное, они принимают решение пока ничего не говорить до поры до времени, как это было с митингами в Москве, которые они не смогли откронтролировать. Они выдумают какую-то позицию, придумают, как это подавать в выгодном для себя ключе.
Повторюсь, особенность заключается в том, что все население, все телезрители, а также читатели популярных провластных медиаресурсов в интернете должны существовать в системе координат, которая вообще никак не пересекается с реальной системой общественно-политических координат. Они должны существовать в воображаемом мире, чтобы, не дай бог, случайно не наткнулись на какие-то вентили или силовые узлы, на которые они могли бы повлиять и реально политическую систему каким-то образом затронуть и изменить. Поэтому им предлагается воображаемая декорация, параллельный мир, просто никак с нашим миром не связанный, – фашисты, геи, засилье западных спецслужб, Россия поднимается с колен, какой-то совершенно воображаемый мир. И они в этом мире должны существовать и тратить всю свою эмоциональную энергию на него. Ненавидеть Обаму, любить Трампа, считать, что в Украине нацистские каратели, полицаи, сотрудничающие с режимом, партизанщина. Этот мир всегда обновляется и дополняется абсурдными элементами. Я думаю, что люди, которые в администрации отвечают за разработку, они, во-первых, хорошо употребляют, и во-вторых, очень много смеются, глядя в телевизор, как это все смешно работает. Насколько наивны люди, 86% населения пресловутые, насколько они легковерны и насколько с чистой душой и искренне они верят, впечатляются, обсуждают друг с другом и как они в этой виртуальной реальности готовы жить.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Недавний опрос «Левада-Центра» показал, что почти половина россиян (47%) – за равные права ЛГБТ-людей в России. Ощущают ли «оттепель» сами ЛГБТ? Есть ли у них надежда, что когда-нибудь в России признают их права?
Гомофобы встали, пошли, начали бить и убивать людей, потому что они почувствовали, что за ними стоит государство, что государство поддерживает их ненависть. И вот это гораздо страшнее. Самая злая ирония в том, что закон спровоцировал огромное количество беззакония и преступлений.
Я абсолютно убежден, что господин Алексеев находится на службе у гэбухи. И я считаю, что это всё просто заказ. Поскольку на самом деле никто не имеет право выйти на улицы, давайте мы тогда не будем говорить об ущемлении прав ЛГБТ. Это не ущемление прав ЛГБТ — это возможность Николаю Алексееву и его швейцарскому бойфренду заработать швейцарских франков на дальнейшее существование.
Канадец, уроженец Квебека 33-летний Бо Синн (Bo Sinn) много чего может рассказать о закулисье фильмов для взрослых. Меньше, чем за два года он прошел путь от актёра-любителя до одной из самых известных порнозвёзд. В его головокружительной карьере были свои взлеты и падения – куда же без них. Но нет сомнения в том, что лучшее для него впереди.