Подпольные вечеринки, групповой секс у храма и браки по расчету с представительницами противоположного пола - вот лишь некоторые из сюрпризов, которые может предложить Пакистан. Под тонким покрывалом строгого социального конформизма там скрывается бурлящая однополая жизнь.
Даняалу, как он попросил называть себя, слегка за 50. Он бизнесмен, живет в богатом районе Карачи и организует гей-вечеринки при помощи своего смартфона. "Около 12 лет назад, впервые получив доступ в интернет, я немедленно написал три буквы G-A-Y и нажал "Ввод". И сразу же нашел одну группу и установил контакт с дюжиной людей в этом городе", - рассказывает он.
"Сейчас же есть приложения к смартфонам, которые используют GPS, чтобы определить, где находятся другие геи, зарегистрированные на сайте. Тысячи мужчин-геев находятся онлайн в Пакистане в любой момент времени".
Гей-вечеринок много. Так много, что, как шутит Даняал, у него почти не остается времени для себя. "Если вы хотите заняться сексом, - это рай для мужчин-геев. Если же вы ищете романтических отношений, то это будет сложнее", - признает он.
"Культура двойной жизни"
Вечеринки, организованные для специально приглашенных, дают геям возможность открыто говорить о своей сексуальности. Пакистанское общество агрессивно патриархально. Ожидается, что каждый мужчина должен жениться на женщине, а каждая женщина - выйти замуж за мужчину. Подавляющее большинство так и делает.
Но в результате появляется культура нечестности и двойной жизни, говорит исследователь Касим Икбал. "Мужчины-геи стараются не связывать себя длительными однополыми отношениями, потому что они знают, что в один прекрасный день им все равно придется жениться на женщине", - рассказывает он. "После женитьбы они хорошо относятся к своим женам, но при этом продолжают заниматься сексом с другими мужчинами", - уточняет он.
Секс между мужчинами происходит и в некоторых общественных местах, в том числе, как ни странно, у самой оживленной святыни Карачи. К мавзолею суфийского учителя Абдуллы Шаха Гази приходят семьи верующих, чтобы попросить благословения Аллаха, но это также самое известное место в Карачи для тех, кто ищет мимолетных знакомств.
Каждый четверг после захода солнца там собираются мужчины со всего города. Они сбиваются в плотные круги, и те, кто находятся на периферии круга, начинают лапать тех, кто в середине. Для посторонних это выглядит как плотная толпа. Некоторые описывают происходящее как "таинственную религиозную церемонию". Для участников же это просто анонимный групповой секс.
Это, конечно, не приветствуется религиозными властями Пакистана. Большинство пакистанцев считают гомосексуализм грехом. Подавляющее большинство священнослужителей интерпретируют кораническую историю Лута (соответствующего ветхозаветному Лоту) явным указанием на то, что Аллах осуждает мужскую гомосексуальность. Некоторые богословы идут еще дальше и рекомендуют шариатское наказание за "секс мужчины с мужчиной".
Тысячи партнеров и жена
Вместе с тем мавзолей Абдуллы Шаха Гази - далеко не единственное место в Карачи, где можно свободно заняться однополым сексом. Его, например, легко купить у "мальчи валах" - массажистов, предлагающих массаж и "дополнительные услуги" по цене, эквивалентной 7.80 долларов.
"К нам приходят важные люди - полицейские, армейские офицеры, да и министры тоже", - говорит массажист Ахмед. Он утверждает, что на протяжении своей трудовой жизни переспал более чем с 3 тысячами мужчин. При этом у него две жены и восемь детей. Сумера - одна из его жен - сама не снимает с лица паранджу, но не имеет ничего против профессии своего мужа. "Я знаю, что он занимается сексом. Никаких проблем. Если бы он не работал, как бы мы кормили детей?" - рассуждает она.
Позиция Сумеры может показаться удивительной, но на самом деле ее нетрудно понять, говорит Касим Икбал. "В Пакистане мужчинам не рекомендуются внебрачные связи, и часто их первый сексуальный опыт бывает с друзьями мужского пола или двоюродными братьями. Многие считают это составной частью взросления, мальчишескими шалостями и не обращают внимания", - объясняет Икбал.
"Никто не обратит внимания на секс между мужчинами, если не воспримет его как вызов традиции или религии. В конце концов, все вступят в брак с представителем противоположного пола", - добавляет он.
Формально соитие между лицами одного пола в Пакистане является уголовно наказуемым деянием. Закон, криминализирующий "противоестественный секс", в колониальную эпоху привезли в страну англичане. С 1980-х годов в Пакистане также были введены "законы шариата", также предусматривающие наказание за однополые сексуальные связи.
Семейный вопрос
На практике, однако, эти законы применяются редко, а с их нарушителями чаще разбираются в рамках семьи. "Был случай, когда в поле застали за занятием сексом двух мальчиков, - рассказывает Икбал. - Семьи мальчиков сначала попытались подкупить полицию, чтобы история не получила огласку. Полиция не поддалась на посулы. Тогда они попросили изменить одну деталь. Обе семьи хотели, чтобы их сын был представлен как активный сексуальный партнер. Им было бы более стыдно, если бы их сын был представлен как пассивный партнер".
И почти во всех случаях обвинения снимаются, а дела до суда не доходят, говорит Икбал. Но семьи заставляют таких ребят жениться как можно скорее.
Лишь изредка пакистанские родители примиряются с детьми, вступающими в длительные однополые отношения. Али и Акбар являются именно такой парой. "В семье Али царил матриархат, - вспоминает Акбар. - Главой семьи была его бабушка, и я знал, что надо заручиться ее поддержкой. Я начал с того, что часто беседовал с ней, чтобы убедить ее, что я хороший человек. Сначала речь не шла о том, чтобы признаться ей в нашей связи. Было важнее убедить семью Али, что я хороший человек".
"Однажды она подарила мне ручную вышивку, которую сделала, будучи подростком. Она сказала, что дарит ее мне потому, что я умею заботиться о вещах. Это был добрый жест", - продолжает Акбар.
Благодаря поддержке семей, Али и Акбар уже живут в отдельном доме. У Акбара и матери Али установились прекрасные взаимоотношения. "Она остается у нас ночевать, и я люблю смотреть с ней мыльные оперы. Вечером она отправляется в свою комнату, а мы с Али - в свою. Двое мужчин, спящих в одной кровати? Уверен, что она знает, что там происходит. Мы не ведем споров на эту тему", - говорит мужчина.
Но подобные истории исключительно редки. Реальностью для многих геев в Пакистане является брак с женщиной и анонимный секс.
Лесбиянки и права женщин
Но жизнь лесбиянок еще труднее. В пакистанском обществе даже гетеросексуальные женщины избегают демонстрировать свою сексуальность. А как устраивают свою жизнь лесбиянки?
Молодая лесбийская пара, проживающая в Лахоре, - Бина и Фатима - придумали новый способ не расставаться. Бина говорит, что с оптимизмом смотрит в будущее: "Думаю, мы выйдем замуж по расчету. Я знаю несколько пар геев-мужчин, и, может быть, мы договоримся с одной из таких пар, вложим деньги в общий дом, и дальше они будут жить в одной его части, а мы - в другой. Возможно, мы так и поступим".
Фатима полагает, что это лишь "вопрос времени", что в Пакистане открыто начнут обсуждать проблему прав геев и люди смогут свободно говорить о своей гомосексуальности. "Нельзя вечно скрываться. Рано или поздно придется выйти из шкафа. Это неизбежно", - говорит она.
Бина не так оптимистична. "В Америке о правах геев заговорили тогда, когда женщины получили основные права. В Пакистане этого пока нет. Разные мнения здесь пока не разрешены. Мой отец - джентльмен, но если я скажу ему, то с него станется и пулю мне в лоб всадить. Я всегда честна перед собой, но я не хочу умереть молодой", - говорит она.
"Было бы очень эгоистично, если бы я сейчас начала кампанию за права геев. Эгоистично по отношению к женщинам в моей собственной семье, которые борются за право получать образование и право выходить замуж за мужчину своей мечты - или не выходить замуж вообще", - добавляет Бина.
Изменения произойду нескоро, может быть, через поколения. Даже для либеральных пакистанцев важнее проблемы, связанные с религиозным насилием и экономической нестабильностью. До тех пор пакистанские геи могут открыто выражать свою сексуальность лишь приватно.
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Не более десятилетия существует эта захватывающая воображение техника фотографирования. Автор съемки в лазерных лучах, художник и фотограф Виктор Рибас, доказал, что эстетика способна превзойти этику и сделал объектами зрительского внимания неординарные, а порой, совершенно запретные темы и сюжеты.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.