Во времена Древнего Рима гей-секс был не только повсеместным, но и вполне приемлемым явлением – даже в армии. Отношение к гомосексуальности тогда было двойственным: она не считалась чем-то плохим, но только если мужчина соблюдал правила.
К слову, на однополые связи в древнеримском обществе в принципе смотрели не так, как их воспринимают в современной западной культуре. С кем занимался сексом римский гражданин – с парнем или девушкой – его соплеменников ничуть не беспокоило.
Зато всех очень занимал вопрос, какую роль в гомосексуальных отношениях выбрал мужчина: активную или пассивную. Римлянин мигом утрачивал свой статус, если соглашался на принимающую, «женскую» роль. И виноваты в этом культ мужественности и менталитет завоевателя.
К началу новой эры власть Римской империи распространилась почти на половину известного тогда мира. Ее границы простирались от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге, и от Португалии на западе до современного Азербайджана на востоке. Всего этого Рим добился, пройдя через серию жестоких и изнурительных войн.
Столетия насилия сформировали характер римского гражданина, поместив в его центре доминантность, которую Ницше называл «волей к власти». И эта одержимость победами и властью проникла буквально во все закоулки древнеримского общества, включая и сексуальную жизнь.
Для покоренных народов власть римлян зачастую означала рабство. Римляне приводили рабов с войны либо покупали их, чтобы поднять свой статус. Этот способ самоутверждения может показаться жестоким и грубым, но если подумать, с тех пор жизнь мало изменилась.
Сегодня в социальных сетях влиятельность той или иной персоны оценивается по количеству фолловеров – то есть, последователей. Римляне рассуждали точно так же, но более буквально: рабы повсюду следовали за своим хозяином.
По закону раб был обязан выполнять любые приказы господина – в том числе, удовлетворять его сексуальные желания независимо от того, нравилось это невольнику или нет. Попробуйте возразить, когда вы – не личность, а имущество.
Роль «актива» при таком раскладе соответствовала положению свободного, имеющего власть человека, а роль «пассивного» партнера неминуемо ассоциировалась с положением раба.
Луис Кромптон (Louis Crompton) в своей книге «Гомосексуальность и цивилизация» пишет, что гей-отношения в Древнем Риме рассматривались исключительно в динамике «власть – подчинение» и «господин – раб». Поэтому любовь между свободнорожденными мужчинами общество, мягко говоря, не приветствовало.
В армии за секс с сослуживцем полагалось наказание, а юным воинам, чтобы к ним не приставали на каждом шагу, советовали работать над укреплением собственной мужественности, не пользоваться духами и не брить подмышки.
Надо сказать, многие из нас, оказавшись в коллективе римских граждан того времени, почувствовали бы себя очень неловко – к примеру, из-за совместных походов в туалет.
Неважно, где – у себя в части, в дозоре или во время похода, римляне имели привычку облегчаться в компании друзей. Никаких индивидуальных кабинок – все усаживались на одну лавку с дырками или пристраивались над одной канавой. Яркий пример публичного отхожего места можно увидеть, посетив «Стену Адриана» (Hadrian’s Wall) – остатки оборонительного укрепления, построенного римлянами в Северной Англии в 122 – 128 годах нашей эры.
Еще одна возможность потусоваться с голым задом в то время – знаменитые римские бани, куда античные мачо отправлялись не только чтобы хорошенько умыться и посмотреть, у кого длиннее: там обсуждали последние события, заключали сделки и даже проводили собрания. Все это, разумеется, на фоне полезного потения, купаний и расслабляющего массажа.
Частое и продолжительное отмокание для римлян было не роскошью, а насущной необходимостью – и потому даже военные казармы обычно оборудовались банными комплексами с горячими и холодными помещениями.
Будем честны: неприятие обществом гей-секса между двумя свободнорожденными мужчинами не означало, что таких союзов не было. В римской литературе второго и первого столетия до нашей эры полным-полно гомоэротических стихов, авторы которых воспевают любовь и говорят о страстном желании обладать любимым мужчиной.
К примеру, поэт эпохи Цезаря и Цицерона Гай Валерий Катулл в одном из любовных стихотворений («Очи сладостные твои, Ювенций…») умоляет парня по имени Ювенций подарить ему триста тысяч поцелуев. Страсть, направленная на свободнорожденного юношу, шла в разрез с «доминантной» традицией, но Катулла это, как видно, не охладило.
Катуллу вторит Альбий Тибулл, повествуя о поцелуях, украденных у любовника в уютном сельском уголке.
Император Адриан (76 – 138 гг. н. э.) и вовсе стал первым на троне Римской империи, кто не скрывал своей ориентации. Он и его любовник, прекрасный Антиной, всегда были вместе, в том числе во время деловых поездок.
Когда в 130 году Антиной утонул в водах Нила, император воздвиг ему многочисленные статуи и даже храмы (развалины одного из них были обнаружены несколько лет назад в окрестностях Рима), причислив своего спутника жизни к сонму богов.
Принятие Римской империей христианства в 4 веке нашей эры привело к нетерпимости в отношении однополых союзов. Секс между взрослыми мужчинами превратился в абсолютное табу.
Но до той поры, если вы являлись добропорядочным гражданином, отважным воином и к тому же «активом», вашим друзьям, сослуживцам и государству было совершенно по барабану, кого вы затаскивали к себе в постель.
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Не более десятилетия существует эта захватывающая воображение техника фотографирования. Автор съемки в лазерных лучах, художник и фотограф Виктор Рибас, доказал, что эстетика способна превзойти этику и сделал объектами зрительского внимания неординарные, а порой, совершенно запретные темы и сюжеты.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.