Интерактивный документальный фильм «Слово» посвящен явлению hate speech – языку вражды. Короткометражка является частью трансмедийного проекта Ксении Храбрых, основательницы Мастерской интерактивного искусства.
Фильм можно посмотреть на slovo-film.com. Видеообращение режиссера можно посмотреть здесь.
«Слово» длится немногим более 6 минут. Герои фильма зачитывают вслух реальные – пренебрежительные, насмешливые и агрессивные – высказывания, направленные против таких как они — пожилых, людей с нетрадиционной ориентацией, «неславян», ВИЧ-позитивных, бездомных или обладающих нестандартной внешностью. Против тех, кого общество часто относит к категории «других», и кто легко становится объектом немотивированной агрессии.
Нажав на кнопку «пробел», зритель в любой момент может «перейти от слов к делу» – в пространстве проекта его символизируют кадры, запечатлевшие факты реальной агрессии.
Зимой 2017 по предложению Российской ЛГБТ-сети Ксения Храбрых и Мастерская интерактивного искусства начали работу над проектом, целью которого стало противодействие языку вражды. Вскоре родилась концепция интерактивного документального фильма.
«При работе с социальными проектами всегда есть риск впасть в патетику и пафос, мы хотели этого избежать. Нам было важно сделать художественное высказывание, которое подразумевало бы диалог со зрителем – что-то, что могло работать и найти отклик. Вот почему мы обратились к интерактивной форме», — комментирует Ксения.
Создатели картины поставили перед собой задачу сфокусировать внимание сразу на нескольких социальных группах, вовлечь в работу правозащитные организации и охватить максимальную аудиторию.
Среди участников проекта – бездомный, неславянка, пенсионерка, гей – одним словом, представители социальных групп, которые регулярно сталкиваются с hate speech в повседневной жизни.
Создатели проекта работали в течение полугода, собирая примеры языка вражды в различных контекстах: это пренебрежительные или унижающие достоинство реплики и оскорбления в адрес пожилых людей, ЛГБТ, людей с неславянской внешностью, ВИЧ-позитивных, полных или бездомных. Среди носителей hate speech — известные политики и другие медиа-персоны, а также рядовые пользователи сети и участники уличных акций.
9 человек – героев фильма зачитывают злые слова, обращенные против таких, как они. Эта вербализованная ненависть становится вполне осязаемой для каждого зрителя – пусть даже он не попадает ни в одну из упомянутых категорий. Ведь если дискриминация словом выплескивается так легко и проходит абсолютно безнаказанно – кто может чувствовать себя защищенным?
«Слово» — интерактивный фильм, имеющий линию повествования, разделенную на два связанных друг с другом плана
Зажимая клавишу «пробел» во время просмотра, зритель переходит из одной плоскости повествования в другую, связанную с первой. Таким образом, в ходе просмотра, зритель сам усиливает воздействие на самого себя, его опыт становится уникальным, он не остается пассивным, в каком-то смысле становится участником происходящего.
Из рецензии Ксении Подольской, искусствоведа, аспиранта кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена:
Фильм длится шесть с половиной минут, однако за этот короткий промежуток времени зритель успевает пройти со словами ненависти путь от шуток из Камеди Клаба до реального насилия, приводящего к смертям людей. За это же время он успевает прожить речи ненависти и рождающиеся вместе с ними реакции героев на эти реплики, от иронии и скепсиса во взгляде как ответа, до гробового молчания с плотно сжатыми зубами».
«Людям часто кажется, что права человека – это абстрактное понятие, никак не связанное с обычной жизнью. Отчасти это происходит потому, что правозащитным организациям не удается объяснить, что такое права человека, почему они важны для всех. Я горжусь тем, что в этом фильме мы смогли показать, что язык вражды реален – как реальна и боль тех людей, которые с ним сталкиваются. Это стало возможным только потому, что мы как правозащитная организация отказались от «традиционных» в этой сфере методов и обратились к искусству и новым формам. Я считаю, что всем нашим коллегам пора освоить новые технологии, заговорить на языке, понятном каждому человеку, и не бояться выходить из собственной зоны комфорта», — пояснила Светлана Захарова, менеджерка по коммуникациям Российской ЛГБТ-сети.
«Чем опасен язык вражды? Болью и одиночеством. Что вражда, что ВИЧ – одинаковы. ВИЧ поглощает клетку, высасывает из неё все соки и она умирает. И вражда тоже ничего не приносит, она забирает силы и человек или группа людей, погибают – в прямом и в переносном смысле слова. То есть это выжимающая энергию сила, сумасшедшая совершенно. Это даже не трата времени, это какой-то отскок назад, что ли», — считает Мария Годлевская, сотрудница НП «Е.В.А.», ВИЧ-активистка.
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Не более десятилетия существует эта захватывающая воображение техника фотографирования. Автор съемки в лазерных лучах, художник и фотограф Виктор Рибас, доказал, что эстетика способна превзойти этику и сделал объектами зрительского внимания неординарные, а порой, совершенно запретные темы и сюжеты.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.