TGUY.RU

Геи в революционном Петрограде: пятнадцать лет свободы

После революции 1917 года в России была отменена статья о мужеложстве, и для геев России начался период относительно свободной жизни. Они открыто устраивали вечеринки и даже свадьбы – об этом сохранилось немало документальных свидетельств.

Недавно Русская служба Би-би-си опубликовала рассказ кандидата искусствоведения, историка искусства и костюма Ольги Хорошиловой о том, каким было гей-сообщество Петрограда в первые годы советской власти.

Русские_матросы_с_молодыми_людьми_в_женских_платьях_коллекция_О_Хорошиловой

Русские матросы с молодыми людьми, переодетыми в женские платья, 1916 год

Как отменили наказание за мужеложство
 

В начале 1900-х годов в России, в связи с подготовкой нового уголовного кодекса, активно обсуждалась отмена уголовной статьи о мужеложстве. За отмену выступал Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя – именно он и стал инициатором дискуссии. Однако добиться цели ему не удалось, статью оставили.

После Октябрьской революции большевики взялись за создание нового законодательства, в том числе уголовного кодекса. По вопросу статьи о мужеложстве ни политики, ни врачи к единому мнению не пришли, однако в уголовный кодекс 1922 года, а также в его редакцию 1926 года она включена не была. Во многом это произошло благодаря немецкому ученому Магнусу Хиршфельду, основавшему в Берлине Институт сексологии. Советские медики с интересом следили за его деятельностью и поддерживали с ним тесные контакты. Хиршфельд считал гомосексуальность не болезнью, а одним из вариантов человеческой сексуальности, и проводил публичные выступления, пытаясь убедить в этом других. 

Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя, боролся за отмену статьи за мужеложство. Санкт-Петербург, 1909 год

В 1926 году Хиршфельд посетил с лекциями Москву и Ленинград – именно в этот период велась работа по обновлению уголовного кодекса. Тогда у Хиршфельда сложилось впечатление, что геев в советской России не преследуют – хотя, разумеется, это была лишь видимость.


«Свой» или «чужой»?


Уже в середине XIX века существовал определенный язык петербургских геев, который находил отражение в костюме. К примеру, на принадлежность к «своим» указывали красные галстуки, а также красные платки-пошетки, которыми украшались задние карманы панталон.

Ханзи_Штурм

Ханзи Штурм, известный берлинский артист-имперсонатор 1920-х годов.
Ему старались подражать советские петроградские травести.

Так, красный галстук на портрете поэта Серебряного века Михаила Кузмина, принадлежащем кисти Константина Сомова, – не только удачный цветовой акцент, но и знак принадлежности поэта к гомосексуальной субкультуре.

В начале ХХ века среди геев были популярны броский макияж, напудренное лицо и подводка на глазах. Однако в 1920-е годы такая внешность уже не была специфической для гей-сообщества, поскольку интенсивный макияж стали использовать поклонники актеров немого кино, а также героинщики Петрограда эпохи НЭПа. Явных трендсеттеров среди петроградских геев не было, сообщество подражало известным людям из наиболее стильных – певцам, артистам, писателям – в особенности Оскару Уайльду.

В 1920-е среди советских геев пользовались популярностью немецкие травести, особенно звезда берлинского клуба «Эльдорадо» Ханзи Штурм. Но настоящих законодателей моды и гей-икон в современном понимании тогда не существовало. Эти понятия сформировались несколькими десятилетиями позже – в 1980-е, когда гей-культура совершила образный «камин-аут» и заняла значимое место в американской и европейской визуальной культуре, более всего – в мире искусства и моды».

Некто «Павлик» (по подписи на обороте), петроградский женский имперсонатор. Вторая половина 1910-х гг.


Почему у петроградских геев не было собственного выраженного стиля
 

Отсутствие в уголовном кодексе 1920-х статьи за мужеложство не положило конец бытовому преследованию геев – оно существовало тогда, как существует и до сих пор. Мужчин с нетрадиционной ориентацией шантажировали, избивали, увольняли с работы.

В архивах психиатра Владимира Бехтерева сохранились письма, в которых геи, считая ученого последней надеждой, изливали ему душу, просили помощи в борьбе с депрессией и даже умоляли «вылечить их недуг».

Также по этим письмам и по другим документам можно заключить, что среди представителей гей-сообщества были и люди невероятно смелые – они наряжались в женские платья, носили корсеты, отращивали длинные волосы – одним словом, выглядели как женщины.

Европе визуальный язык гей-культуры развивался весьма бурно. Европейские геи 1920-30-х годов щеголяли в великолепных костюмах, носили броские аксессуары, и даже сигаретку держали по-особому – между средним и безымянным пальцами.

Два молодых человека изображают «апаша» и «апашку», модные сценические образы эпохи НЭПа. Ленинград, середина 1920-х.

Геям только что вышедшей из Гражданской войны России о красивой жизни оставалось лишь мечтать. Сформировать красивый язык, костюмный «арго» в условиях голода и нищеты было попросту невозможно.
 

Разделение на «аристократов» и «простых»


Гей-сообщество Петрограда было весьма неоднородным. Лесбиянки в России и до, и после революции свою личную жизнь не афишировали, и эта закрытость – одна из причин почти полного отсутствия связанных с их жизнью фотографий и документов.

Девушки_влюбленная_пара

Две девушки изображают влюбленную пару. Петроград. 1916-1917 годы

 

Геи, напротив, отличались активностью и креативом. В Петербурге то и дело устраивались художественные и литературные салоны, организовывались вечеринки, костюмированные свадьбы. Люди общались, писали письма и дневники, фотографировались на память.

При этом даже после революции сохранилось разделение геев по сословиям – фактически существовало не одно, а два сообщества, представители которых друг с другом не пересекались. Были так называемые «аристократы» – дворяне, представители творческой интеллигенции, чиновники, офицеры царской армии и флота. Именно эти люди держали салоны, организовывали концерты и вечеринки. К сообществу «простых» (так их окрестили «аристократы»), относились люди низкого происхождения, которых не принимали в салонах и на балах как до революции 1917-го, так и после нее. Исключения делались только для красавцев, которыми «аристократы» иногда украшали свои вечера. Еще сословные ограничения не распространялись на женских имперсонаторов (мужчины-артисты, выступающие в образе женщин) – таким гостям были рады и «аристократы», и «простые». 

Представители «простых» из гей-сообщества Петрограда 1920-х.
 

Среди них были и подлинные звезды, изображавшие, в том числе, именитых балерин – к примеру, Матильду Кшесинскую. Выступали они в прекрасных костюмах от лучших портных, которые обшивали знать и артистов Мариинского театра. Имперсонаторы частенько приглашались на костюмированные мужские свадьбы в качестве невест, ряженых матерей, ну или просто веселых гостей вечера.

Имперсонатор_в_образе_Кшесинской

Петербургский женский имперсонатор в образе Матильды Кшесинской. Начало 1910-х гг.
 

Самая громкая свадьба Петрограда


Точных данных о количестве таких свадеб нет. В документах, относящихся к тому времени, упоминаются лишь две из них. Одна из них, женихами на которой были чиновник Георгий Андреев и молодой работник мануфактуры Денис Нестеренко по прозвищу Дина – состоялась в 1920-м на Офицерской улице в самом центре Петрограда. Вторая прошла в январе 1921 года. Судя по косвенным упоминаниям в различных документах, мужские костюмированные свадьбы устраивали в Ленинграде и позже, в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Однако подробности о месте проведения и составе участников не сохранились.

А вот о шумной постановочной свадьбе 1921-го года известно очень многое. Ее организатором стал агент ЧК, матрос Балтийского флота Афанасий Шаур. Молодой партиец мечтал о блистательной партийной карьере и хотел выслужиться. В голову ему пришла мысль, как раскрыть настоящий заговор (в тогдашнем Петрограде заговоры раскрывали во множестве, едва ли не каждый день). Среди знакомых Шаура было достаточно геев – бывших офицеров царской армии и флота. Он закрутил настоящую интригу, выдумав, будто бы все эти бывшие военные хотят разложить молодую Красную армию изнутри, подрывая моральные устои и приобщая молодежь к безнравственности. «Бывшие» держали салоны, по версии Шаура – «контрреволюционные сборища». Под видом мужской свадьбы он решил собрать «контрреволюционеров», то есть значимых представителей гей-культуры Петрограда, вместе – и разом арестовать.

Мужская_свадьба_1921

Участники мужской костюмированной свадьбы 1921-го года, организованной Афанасием Шауром (ЦГА СПб)

Расчет Шаура оправдался. Гости (среди которых были и «аристократы», и «простые») вряд ли пошли бы на обыкновенный вечер, но костюмированное действо с «благословением родителей», хлебом солью и превосходным концертом заинтересовало очень многих. На феерическую мужскую свадьбу собралось 95 гостей, среди которых оказалась даже одна женщина, переодетая в мужской костюм – и все они были арестованы. Однако серьезных последствий не случилось – дело закрыли, а его фигуранты отделались легким испугом.
 

Дальнейшее развитие событий

 

После устроенной Шауром ловушки других громких свадеб или облав на них в 1920-е годы не было. Мужеложство еще не попало уголовный кодекс, и потому за гей-салонами велось только скрытое наблюдение.

Ситуация переменилась в начале 1930-х. В июле 1933-го начались первые аресты и приговоры. Было арестовано 175 человек по «делу о ленинградских гомосексуалистах». Поскольку многие документы до сих пор засекречены, истинные причины этих арестов установить пока невозможно. Геев сажали по политическим статьям – в вину им вменялись фашизм, работа на английскую разведку, контрреволюционная деятельность и «моральное разложение Красной армии» - как видно, сотрудники ОГПУ не позабыли доносы Шаура о том, что «мужеложники» развращают армию и флот. Именно такие формулировки присутствуют в доносах начала 1930-х и в признательных показаниях арестованных – нет никаких сомнений, что эти показания были получены традиционным для ОГПУ путем. Ленинградские аресты по «делу гомосексуалистов» стали поводом для внесения статьи о мужеложстве в новый уголовный кодекс 1934 года.

Русские травести в сценических костюмах. 1910-е годы.

Источник

Из геев получаются более старательные отцы, чем из натуралов

Из геев получаются более старательные отцы, чем из натуралов

Все потому, что поведение геев не ограничено традиционными гендерными стереотипами, утверждают ученые.

Пара десятков поцелуев для хорошего настроения

Пара десятков поцелуев для хорошего настроения

Когда по всем фронтам вновь наступает цензура, невольно вспоминаешь о временах, когда увидеть фотку со страстно целующимися парнями было ну просто запредельным событием.

Украинский сервис такси запустил ЛГБТ-рекламу ко Дню всех влюбленных

Украинский сервис такси запустил ЛГБТ-рекламу ко Дню всех влюбленных

Сервис заказа такси Uklon ко Дню святого Валентина опубликовал в Instagram постеры с изображением гетеро- и гомосексуальных пар.

Сайт ультраправой группы захвачен гей-пушистиками

Сайт ультраправой группы захвачен гей-пушистиками

ЛГБТ-активист Брэди Грампелт ухитрился выкупить принадлежащий ультраправым интернет-домен WolvesOfOdin.ca и разместил на нем принципиально новый контент – пушистую гей-эротику.

В Пятигорске ЛГБТ-активиста отчислили из ВУЗа

В Пятигорске ЛГБТ-активиста отчислили из ВУЗа

Председатель Совета Северо-Кавказского Общественного движения ЛГБТ «Солидарность» Артем Шитухин был отчислен из Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ). Раньше директор института выражал недовольство общественной деятельностью и просил «притормозить».

Магазин

David Jester

Social Networks

 

 

@tguyru
Bad Habits