После революции 1917 года в России была отменена статья о мужеложстве, и для геев России начался период относительно свободной жизни. Они открыто устраивали вечеринки и даже свадьбы – об этом сохранилось немало документальных свидетельств.
Недавно Русская служба Би-би-си опубликовала рассказ кандидата искусствоведения, историка искусства и костюма Ольги Хорошиловой о том, каким было гей-сообщество Петрограда в первые годы советской власти.
Русские матросы с молодыми людьми, переодетыми в женские платья, 1916 год
![]() |
В начале 1900-х годов в России, в связи с подготовкой нового уголовного кодекса, активно обсуждалась отмена уголовной статьи о мужеложстве. За отмену выступал Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя – именно он и стал инициатором дискуссии. Однако добиться цели ему не удалось, статью оставили. После Октябрьской революции большевики взялись за создание нового законодательства, в том числе уголовного кодекса. По вопросу статьи о мужеложстве ни политики, ни врачи к единому мнению не пришли, однако в уголовный кодекс 1922 года, а также в его редакцию 1926 года она включена не была. Во многом это произошло благодаря немецкому ученому Магнусу Хиршфельду, основавшему в Берлине Институт сексологии. Советские медики с интересом следили за его деятельностью и поддерживали с ним тесные контакты. Хиршфельд считал гомосексуальность не болезнью, а одним из вариантов человеческой сексуальности, и проводил публичные выступления, пытаясь убедить в этом других. Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя, боролся за отмену статьи за мужеложство. Санкт-Петербург, 1909 год |
В 1926 году Хиршфельд посетил с лекциями Москву и Ленинград – именно в этот период велась работа по обновлению уголовного кодекса. Тогда у Хиршфельда сложилось впечатление, что геев в советской России не преследуют – хотя, разумеется, это была лишь видимость.
Уже в середине XIX века существовал определенный язык петербургских геев, который находил отражение в костюме. К примеру, на принадлежность к «своим» указывали красные галстуки, а также красные платки-пошетки, которыми украшались задние карманы панталон.
Ханзи Штурм, известный берлинский артист-имперсонатор 1920-х годов.
Ему старались подражать советские петроградские травести.
Так, красный галстук на портрете поэта Серебряного века Михаила Кузмина, принадлежащем кисти Константина Сомова, – не только удачный цветовой акцент, но и знак принадлежности поэта к гомосексуальной субкультуре.
![]() |
В начале ХХ века среди геев были популярны броский макияж, напудренное лицо и подводка на глазах. Однако в 1920-е годы такая внешность уже не была специфической для гей-сообщества, поскольку интенсивный макияж стали использовать поклонники актеров немого кино, а также героинщики Петрограда эпохи НЭПа. Явных трендсеттеров среди петроградских геев не было, сообщество подражало известным людям из наиболее стильных – певцам, артистам, писателям – в особенности Оскару Уайльду. В 1920-е среди советских геев пользовались популярностью немецкие травести, особенно звезда берлинского клуба «Эльдорадо» Ханзи Штурм. Но настоящих законодателей моды и гей-икон в современном понимании тогда не существовало. Эти понятия сформировались несколькими десятилетиями позже – в 1980-е, когда гей-культура совершила образный «камин-аут» и заняла значимое место в американской и европейской визуальной культуре, более всего – в мире искусства и моды». Некто «Павлик» (по подписи на обороте), петроградский женский имперсонатор. Вторая половина 1910-х гг. |
![]() |
Отсутствие в уголовном кодексе 1920-х статьи за мужеложство не положило конец бытовому преследованию геев – оно существовало тогда, как существует и до сих пор. Мужчин с нетрадиционной ориентацией шантажировали, избивали, увольняли с работы. В архивах психиатра Владимира Бехтерева сохранились письма, в которых геи, считая ученого последней надеждой, изливали ему душу, просили помощи в борьбе с депрессией и даже умоляли «вылечить их недуг». Также по этим письмам и по другим документам можно заключить, что среди представителей гей-сообщества были и люди невероятно смелые – они наряжались в женские платья, носили корсеты, отращивали длинные волосы – одним словом, выглядели как женщины. Европе визуальный язык гей-культуры развивался весьма бурно. Европейские геи 1920-30-х годов щеголяли в великолепных костюмах, носили броские аксессуары, и даже сигаретку держали по-особому – между средним и безымянным пальцами. |
Два молодых человека изображают «апаша» и «апашку», модные сценические образы эпохи НЭПа. Ленинград, середина 1920-х.
Геям только что вышедшей из Гражданской войны России о красивой жизни оставалось лишь мечтать. Сформировать красивый язык, костюмный «арго» в условиях голода и нищеты было попросту невозможно.
Гей-сообщество Петрограда было весьма неоднородным. Лесбиянки в России и до, и после революции свою личную жизнь не афишировали, и эта закрытость – одна из причин почти полного отсутствия связанных с их жизнью фотографий и документов.
Две девушки изображают влюбленную пару. Петроград. 1916-1917 годы
![]() |
Геи, напротив, отличались активностью и креативом. В Петербурге то и дело устраивались художественные и литературные салоны, организовывались вечеринки, костюмированные свадьбы. Люди общались, писали письма и дневники, фотографировались на память. При этом даже после революции сохранилось разделение геев по сословиям – фактически существовало не одно, а два сообщества, представители которых друг с другом не пересекались. Были так называемые «аристократы» – дворяне, представители творческой интеллигенции, чиновники, офицеры царской армии и флота. Именно эти люди держали салоны, организовывали концерты и вечеринки. К сообществу «простых» (так их окрестили «аристократы»), относились люди низкого происхождения, которых не принимали в салонах и на балах как до революции 1917-го, так и после нее. Исключения делались только для красавцев, которыми «аристократы» иногда украшали свои вечера. Еще сословные ограничения не распространялись на женских имперсонаторов (мужчины-артисты, выступающие в образе женщин) – таким гостям были рады и «аристократы», и «простые». |
Представители «простых» из гей-сообщества Петрограда 1920-х.
Среди них были и подлинные звезды, изображавшие, в том числе, именитых балерин – к примеру, Матильду Кшесинскую. Выступали они в прекрасных костюмах от лучших портных, которые обшивали знать и артистов Мариинского театра. Имперсонаторы частенько приглашались на костюмированные мужские свадьбы в качестве невест, ряженых матерей, ну или просто веселых гостей вечера.
Петербургский женский имперсонатор в образе Матильды Кшесинской. Начало 1910-х гг.
Точных данных о количестве таких свадеб нет. В документах, относящихся к тому времени, упоминаются лишь две из них. Одна из них, женихами на которой были чиновник Георгий Андреев и молодой работник мануфактуры Денис Нестеренко по прозвищу Дина – состоялась в 1920-м на Офицерской улице в самом центре Петрограда. Вторая прошла в январе 1921 года. Судя по косвенным упоминаниям в различных документах, мужские костюмированные свадьбы устраивали в Ленинграде и позже, в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Однако подробности о месте проведения и составе участников не сохранились.
А вот о шумной постановочной свадьбе 1921-го года известно очень многое. Ее организатором стал агент ЧК, матрос Балтийского флота Афанасий Шаур. Молодой партиец мечтал о блистательной партийной карьере и хотел выслужиться. В голову ему пришла мысль, как раскрыть настоящий заговор (в тогдашнем Петрограде заговоры раскрывали во множестве, едва ли не каждый день). Среди знакомых Шаура было достаточно геев – бывших офицеров царской армии и флота. Он закрутил настоящую интригу, выдумав, будто бы все эти бывшие военные хотят разложить молодую Красную армию изнутри, подрывая моральные устои и приобщая молодежь к безнравственности. «Бывшие» держали салоны, по версии Шаура – «контрреволюционные сборища». Под видом мужской свадьбы он решил собрать «контрреволюционеров», то есть значимых представителей гей-культуры Петрограда, вместе – и разом арестовать.
Участники мужской костюмированной свадьбы 1921-го года, организованной Афанасием Шауром (ЦГА СПб)
Расчет Шаура оправдался. Гости (среди которых были и «аристократы», и «простые») вряд ли пошли бы на обыкновенный вечер, но костюмированное действо с «благословением родителей», хлебом солью и превосходным концертом заинтересовало очень многих. На феерическую мужскую свадьбу собралось 95 гостей, среди которых оказалась даже одна женщина, переодетая в мужской костюм – и все они были арестованы. Однако серьезных последствий не случилось – дело закрыли, а его фигуранты отделались легким испугом.
![]() |
После устроенной Шауром ловушки других громких свадеб или облав на них в 1920-е годы не было. Мужеложство еще не попало уголовный кодекс, и потому за гей-салонами велось только скрытое наблюдение. Ситуация переменилась в начале 1930-х. В июле 1933-го начались первые аресты и приговоры. Было арестовано 175 человек по «делу о ленинградских гомосексуалистах». Поскольку многие документы до сих пор засекречены, истинные причины этих арестов установить пока невозможно. Геев сажали по политическим статьям – в вину им вменялись фашизм, работа на английскую разведку, контрреволюционная деятельность и «моральное разложение Красной армии» - как видно, сотрудники ОГПУ не позабыли доносы Шаура о том, что «мужеложники» развращают армию и флот. Именно такие формулировки присутствуют в доносах начала 1930-х и в признательных показаниях арестованных – нет никаких сомнений, что эти показания были получены традиционным для ОГПУ путем. Ленинградские аресты по «делу гомосексуалистов» стали поводом для внесения статьи о мужеложстве в новый уголовный кодекс 1934 года. |
Русские травести в сценических костюмах. 1910-е годы.
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Не более десятилетия существует эта захватывающая воображение техника фотографирования. Автор съемки в лазерных лучах, художник и фотограф Виктор Рибас, доказал, что эстетика способна превзойти этику и сделал объектами зрительского внимания неординарные, а порой, совершенно запретные темы и сюжеты.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.