В минувшие выходные газета "Известия", сославшись на главу Госфильмофонда РФ Николая Бородачева, написала о том, что сценарий биографического фильма о Сергее Эйзенштейне якобы возвращен на доработку британскому режиссеру и сценаристу Питеру Гринуэю из-за педалирования в нем гомосексуальной темы. Фильм с рабочим названием "Рукопожатие Эйзенштейна" – это совместный проект России, Швейцарии и Франции с использованием архивных материалов Госфильмофонда, его съемки должны начаться в 2015 году. После публикации материала в "Известиях" в соцсети выплеснулась волна эмоций как по поводу творческой свободы отдельно взятых режиссеров, так и действий "реакционного" Госфильмофонда.
Корреспондент русской службы BBC Илья Абишев обратился к Генеральному директору Госфильмофонда Николаю Бородачеву за разъяснениями.
У меня был разговор с "Известиями", как они его опубликовали, я не знаю.
Правда ли, что суть ваших претензий - не в гомосексуализме?
Причина абсолютно не в гомосексуализме, я вообще об этом не говорил, это они (журналисты "Известий"- ред.) инициировали этот вопрос. Но дело не в том, а во взглядах на "Рукопожатие Эйзенштейна" - с кем он встречался, как он встречался, а о нетрадиционной ориентации речь вообще не шла. Претензии к сценарию есть, но не в этом плане. Например, о съемке фильма "Броненосец Потемкин". Так, как Питер Гринуэй это трактует, мне не совсем нравится. Хотя есть и точки соприкосновения.
Вам что-то не понравилось в конкретной сцене, эпизоде?
Там преподносилось, что корабль был снят так-то, а он на самом деле был снят по-другому. Я Питеру говорил, что на экране-то получилось так, как задумывал художник. Тут чисто профессиональные вопросы. Вопрос нетрадиционной ориентации вообще не затрагивался.
"Известия" вас цитируют: сценарий должен "прежде всего подходить для нашего зрителя".
Как понять - "для нашего зрителя"?
Хотел вас спросить.
Нет, конечно - для зрителя, не для "нашего зрителя", потому что зритель во всем мире одинаков, хотя каждый понимает по-своему. Что касается нетрадиционной ориентации, то мы разговаривали с Питером по этому поводу. Есть такие люди, но это малое количество, и они не могут заставить Землю вращаться в обратную сторону, хотя они и обладают большими финансовыми средствами и даже вхожи во власть. Никуда от этого не денешься, жизнь есть жизнь.
Госфильмофонд - один из спонсоров проекта?
Это совместный проект. По Эйзенштейну у нас есть "покадровые" исследования, сделанные нашим научным сотрудником Валерием Босенко - царствие ему небесное. Такого материала нигде в мире нет, Питер Гринуэй очень им заинтересовался.
Почему выбор пал именно на британского режиссера?
Вы знаете, он своеобразный, очень интересный режиссер, в частности, и по теме нетрадиционной ориентации, это у него есть. Он очень полюбил Россию, сейчас он хочет поехать в Крым, организовать творческую встречу. Питер понимает значение России в христианских традициях, он им следует. Да, как режиссер, он должен... понимать эту проблему, и как творческий человек, он пытается разобраться в сути этого вопроса. Но не более.
Би-би-си: Какова была его реакция на ваши претензии?
Да не было никаких официальных претензий. Была дискуссия, рассмотрение вопроса. Я говорю: "Питер, а вот это, наверное, можно сделать так". Он говорит: "Вполне возможно, да, давай посмотрим". Просто творческий процесс.
То есть вы по-прежнему заинтересованы в участии в этом проекте?
Конечно. Мало того, мы обязательно сделаем этот проект. В феврале Питер Гринуэй приедет сюда, потом мы вместе поедем в Крым, там он сделает премьеру фильма "Атомная бомба". Параллельно он занимается изысканием средств на финансирование производства фильма. Наша задача - купить у него сценарий, обсудить его и, если это приемлемо, сделать хороший фильм.
Кадры о "Броненосце Потемкине" вы думаете снимать в Крыму?
Да, такой вариант есть.
Не опасаетесь возможных проблем из-за западных санкций?
Я думаю, нет, его (Питера Гринуэя - ред.) абсолютно не интересуют санкции. Он уже несколько раз приезжает в Россию, он увидел не такую Россию, информация о которой преподносится в Европе, Америке. Думаю, на него санкции не повлияют, он не тот человек.
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Не более десятилетия существует эта захватывающая воображение техника фотографирования. Автор съемки в лазерных лучах, художник и фотограф Виктор Рибас, доказал, что эстетика способна превзойти этику и сделал объектами зрительского внимания неординарные, а порой, совершенно запретные темы и сюжеты.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.