Явление обнаженного человека, свернувшегося калачиком в прозрачном пластиковом боксе, на ежегодном балу Института костюма «Мет Гала» без сомнения стало одним из самых диковинных моментов в истории красных ковровых дорожек города Нью-Йорк.
Вскоре выяснилось, что в ящике из акрилового стекла заточен российский художник-перформер Федор Павлов-Андреевич. Он прилетел в Нью-Йорк с целью немного встряхнуться и привлечь внимание общественности к искусству перформанса.
После минутного замешательства секьюрити оттащили контейнер с художником в сторонку и вызвали полицию. Прибывшие на место происшествия стражи правопорядка потребовали от Павлова-Андреевича немедленно покинуть бокс, чего он сделать никак не мог, поскольку крышка была надежно зафиксирована винтами. После нескольких неудачных попыток открыть пластиковый короб своими силами полиция вызвала на подмогу пожарных, которым удалось-таки извлечь Павлова-Андреевича из «упаковки». Далее нарушителя спокойствия заботливо укрыли простыней и доставили в участок. На следующий день ему были предъявлены обвинения в непристойном поведении на публике, незаконном вторжении и хулиганстве, потенциально опасном для окружающих.
К тому времени выложенный на Vimeo клип с перформансом успел набрать более 30 000 просмотров, а весть о происшествии распространилась в местной прессе, так что Павлов-Андреевич вполне мог считать свою миссию выполненной.
«Все прошло очень успешно», - заявил 41-летний художник корреспонденту Bloomberg (в момент беседы он мирно прохаживался по Музею американского искусства Уитни).
То, что для среднего человека оказалось бы жуткой 24-часовой пыткой, стало для Павлова-Андреевича счастливым завершением перформанс-проекта в пяти частях под названием «Подкидыш», который стартовал 2 года назад. Первые четыре эпизода прошли в Венеции, Москве, Лондоне и Сан-Паулу.
Концепция «Подкидыша» довольно проста. «Я приношу в дар мое тело, заключенное в прозрачном боксе», - объяснил Павлов-Андреевич. – «Получателем этого произведения становится институция или персона, у которой наблюдаются трудности с пониманием и принятием искусства перформанса».
Для достижения художественного «успеха» дар должен быть отвергнут. Павлов-Андреевич легко добивался этой цели в каждом из случаев – обычно при активной помощи секьюрити. Однако до нынешнего понедельника перформанс-акции обходились без поездки в полицию.
«Меня в жизни еще не арестовывали», - сообщил художник. – «Мое тело является моим инструментом. Я отправляю свое тело в качестве произведения искусства. Все пять раз оно было с ненавистью отвергнуто».
Павлов-Андреевич – стройный блондин ростом за метр восемьдесят – заявляет, что цель проекта – никакой не пиар-ход, а просто попытка привлечь внимание к перформансу.
«Я не стремлюсь окружить себя прессой и всеобщим вниманием», - сказал он. «Я не пытаюсь никого смутить. Я просто пытаюсь понять, могут ли люди расслабиться и отнестись к происходящему с юмором. В этой работе все полностью зависит от аудитории».
Среди прошлых «мишеней» художника – аукционный дом «Кристис» и его владелец, французский миллиардер Франсуа Пино (перформанс состоялся на роскошной вечеринке в Венеции), а также Музей современного искусства «Гараж», принадлежащий Даше Жуковой. Павлов-Андреевич обосновал свой выбор «жертв» тем, что Пино не представляет и не занимается продажей искусства перформанса, а Жукова не включила работы художника в исторический обзор современного российского искусства («Подкидыш» посетил торжественное открытие нового здания «Гаража» в Парке Горького в июне 2015).
Представители «Мет Гала», «Кристис», Франсуа Пино и «Гаража» никак не отреагировали на просьбы редакции Bloomberg прокомментировать ситуацию с «Подкидышем».
На что похожа сама акция
Павлов-Андреевич раздевается и устраивается в позе эмбриона в прозрачном боксе, стенки которого оборудованы отверстиями для дыхания. Ассистенты закрывают ящик и прикручивают крышку.
Четыре человека относят ящик с художником к месту намеченного «в жертву» мероприятия. Эту небольшую процессию обычно возглавляет привлекательная женщина в вечернем наряде, провозглашая на ходу: «Посторонитесь! Артист прибывает!».
Благодаря увлечению йогой и боевыми искусствами Павлов-Андреевич сравнительно легко переносит пребывание в тесном контейнере размером 100х70х70 см. Художник поведал, что однажды ему пришлось провести в боксе целых четыре часа, поскольку полиция приехала нескоро, а без нее секьюрити трогать «посылку» побоялись.
«Я едва не задохнулся», - рассказывает Павлов-Андреевич.
Еще одна проблема состоит в том, что попасть на эксклюзивные мероприятия без приглашения крайне нелегко. По словам художника, при осуществлении своих акций он в основном рассчитывает на общее состояние шока от появления гостя в ящике, на помощь инсайдеров-информаторов – ну, и на то, что ему улыбнется удача.
Былые успехи
В Москве, во время грандиозного мероприятия по открытию нового здания «Гаража», охрана не хотела впускать «упакованного» Павлова-Андреевича, однако администратор обнаружила его имя в списке гостей. В результате «носильщики» занесли бокс внутрь здания, поставили прямо перед Дашей Жуковой, которая является основателем музея и супругой российского миллиардера Романа Абрамовича, и убежали.
«Меня определенно не было в списке приглашенных на мероприятие Пино», - заметил Павлов-Андреевич.
Во время открытия последней Венецианской биеннале охранники подумали, что прибывший «в упаковке» художник – один из артистов, нанятых выступать на праздничном вечере в палаццо Чини, где находится крупнейшая музейная институция Pinault Foundation.
Павлов-Андреевич, который тихо лежал в своем прозрачном узилище, наблюдал за тем, как гости делали селфи на фоне бокса.
Перформанс заканчивается, когда снимают крышку. Художник вылезает наружу, облачается в свою одежду и уходит.
В Нью-Йорке все вышло немного по-другому. Хоть Павлов-Андреевич и отказался рассказать более подробно об эпизоде на «Мет Гала», он все-таки заметил, что это событие стало «кульминацией всего цикла в целом. У меня никогда не было такого длительного и глубокого опыта», - заявил художник.
В дальнейших планах у Федора Павлова-Андреевича – написание книги и организация выставки на тему пяти проведенных хэппенингов.
Ролик с перформансом на «Мет Гала» можно посмотреть здесь.
Продюсер, художник, режиссер, телеведущий Павлов-Андреевич занимается искусством перформанса с 2008 года. С 2009 возглавляет Государственную галерею на Солянке, которая в настоящее время называется «Солянка ВПА» (видео, перформанс, анимация). Практически с самого начала своей художественной деятельности Федор Павлов-Андреевич выступает обнаженным. В основном художник выставляет свои работы за рубежом, тем не менее, в 2015 его «Карусель Перформансов Федора» (Fyodor’s Performance Carousel), премьера которой состоялась в Faena Arts Center в Буэнос-Айресе, была удостоена Гран-При Международной премии Курехина в области мультимедийного искусства.
Фото - сайт Федора Павлова-Андреевича
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.
Суд Ярославля подтвердил, что одиночные пикеты ЛГБТ-активиста не являются пропагандой.