Считается, что некоторые люди умеют моментально и безошибочно «прочитывать» окружающих на чисто интуитивном уровне. Примером такой способности является «гейдар» - «шестое чувство», позволяющее геям на раз определять своих.
Уильям Кокс (William Cox), исследователь с кафедры психологии Висконсинского университета в Мадисоне (University of Wisconsin-Madison), решил проверить эффективность такого «экспресс-сканирования». Попутно ему пришло в голову установить, насколько мнение людей о незнакомцах зависит от принятых в обществе устойчивых шаблонов восприятия – стереотипов (типа «все евреи умные», «мужчина ухожен и модно одет – значит, он гей», «женщины более эмоциональны, чем мужчины», и так далее).
Для проведения эксперимента испытуемых разделили на три группы. Группе №1 «гейдар» преподнесли как реально существующую способность, группу №2 убедили, что «гейдар» - не более чем набор стереотипов, а группе №3 (контрольной) никакой информации не сообщили.
Все три группы получили задание изучить странички в социальных сетях, принадлежащие разным мужчинам, и определить сексуальную ориентацию их обладателей.
Интересы и «лайки» одних мужчин относились к категории предпочтений, традиционно определяемых как свойственные геям (мода, шопинг или театр), а увлечения других (спорт, охота, автомобили) больше совпадали с принятым в обществе образом гетеросексуала. Также присутствовали социальные профили с «нейтральным» набором интересов, таких как чтение или кино.
В результате группа №1, уверенная в реальности «гейдара», поделила мужчин в жестком соответствии с современными представлениями на тему «гей – не гей». Группа №2 , которую навели на мысль о возможной предвзятости суждения, оказалась гораздо менее категоричной, а группа №3 заняла промежуточное положение. Выходит, что сама идея существования «гейдара» способствовала укреплению стереотипов мышления и восприятия. А ведь даже самые безобидные стереотипы опасны тем, что порождают узость мышления и привычку судить о людях задолго до того, как мы успеем хорошо их узнать. Именно стереотипы позволяют оправдать дискриминацию и преследование людей практически по любому признаку. Еще они лишают нас свежего взгляда на мир.
Что же касается точности определения сексуальной ориентации по социальным профилям – ее показатель в среднем оказался равен 60% – это вполне соответствовало результатам других похожих исследований. Казалось бы, очень неплохо. Однако, как заметил Уильям Кокс, 60-ти процентная точность одновременно означает 40-процентную ошибку. То есть в мире, где 95 процентов населения являются гетеросексуалами, 60-процентная «точность попадания» означает, что из каждых 100 человек 38 натуралов будут ошибочно причислены к гомосексуалам, и только три гея из пяти попадут в свою категорию. Могло быть и лучше.
Итак, по мнению Уильяма Кокса, выводы о сексуальной ориентации окружающих делаются не при помощи врожденного «шестого чувства», а на основании подспудно действующих, глубоко укорененных шаблонов восприятия. И, соответственно, «гейдар» не существует. Не думаем, что мнение ученого кого-то огорчит. Шмель тоже летать не должен, но летает. А мысль Кокса о том, что если какой-нибудь Аполлон покажется нам прожженным гетеросексуалом, то это мы ошиблись под воздействием стереотипов и можем смело идти на абордаж, нам очень понравилась.
Роза фон Праунхайм – яркий представитель постмодернистского немецкого кинематографа. В 1970 году Роза фон Праунхайм снял свой самый известный фильм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт». Этот фильм стал мощным импульсом для развития немецкого ЛГБТ-движения за гражданские права.
Журналист и продюсер Карен Шанинян запустил новый проект – Straight Talk With Gay People. В первом выпуске Карен говорил с Майклом Каннингемом, автором романов «Часы», «Дома на краю света» и др. Мы печатаем полную расшифровку интервью – на тот случай, если вам удобнее читать, а не слушать/смотреть.
Суд признал её виновной в распространении детской порнографии в интернете.
Театрального режиссера и ЛГБТ‑активистку Юлию Цветкову отправили под домашний арест по делу о распространении порнографии. В точности даже не известно, что именно ей предъявляют – то ли картинки в одном из феминистских пабликов «Монологи вагины», то ли попытку устроить фестиваль против гендерных стереотипов, то ли проект о бодипозитиве, рассказывающий, что женщина может быть полной, седой, у нее есть волосы на теле, бывает менструация.
Суд Ярославля подтвердил, что одиночные пикеты ЛГБТ-активиста не являются пропагандой.