TGUY.RU

Имперсонификатор Мамышев-Монро

5-го сентября в «XL Галерее», что на Винзаводе, открылась выставка памяти художника Владика Монро, известного своими преображениями в знаменитостей. Владислава Мамышева-Монро проще всего назвать "фриком", нетленным персонажем светской жизни России конца ХХ - начала ХХI века. Он - мастер перформансов, связанных с переодеваниями.

Спектакль "Полоний" в Политеатре, январь 2013 г.

Мамышев-Монро был имперсонификатор — фокусник, иллюзионист. Ему органично давались как женские, так и мужские образы. Он мог эксплуатировать любую тему, русскую, восточную — выбирать себе объект для трансформации от русской королевны из сказок до Бен-Ладена. Он и жил, и говорил, и выглядел как литературный персонаж.

На самом деле Владислав Юрьевич Мамышев-Монро никогда не был профессиональным club-kids. Монро, среди немногих отечественных фриков, мог почти без последствий неоднократно пройтись в образе по грязным тротуарам и мостовым и не получить по физиономии. Любой другой клубный фрик по-прежнему будет покалечен на российской улице уже в ближайшем квартале от заведения... Как, какими фибрами души эта кучка бритоголовых признавала в Иване-царевиче Монро своего соплеменника и чует в размалеванной даме с перьями трансуху из ближайшего гей-клуба?..

Ленинград, 1989 год

Образы, возвращенные к жизни сознанием Монро-художника, оказывали на обывателя просто-таки гипнотическое воздействие. Они взывали к чему-то подсознательному, впитанному с молоком матери в светлые годы советского благополучия. Фарфоровая - вечная в своей неувядающей экранной прыти - Любовь Орлова. Карикатурный - истеричный полупьяный придурок - Гитлер. Рыжеволосая и в доску своя тетка, которая поет, - Алла Пугачева...

Шут и кривляка, он был кривым зеркалом, что на удивление точно отразило смену стилей эпохи. Стилистика мамышевских пародий то и дело менялась, совершив эволюцию от образа Иванушки — дурачка и царевича — в манере залихватского неоакадемического китча середины 1990-х до образа президента Путина начала 2010-х, протокольного, как и вся подцензурная печать. Все и вся растворялось в его смехе, даже самое любимое — Мэрилин Монро и Любовь Орлова. Смех, однако, страшное оружие. Он делал очень веселое искусство — «беспечное и абсолютно юмористическое». Публика надрывала живот, когда смотрела его «Кафе “Элефант”» — ернический ремейк самого проникновенного эпизода «Семнадцати мгновений весны», того, где Штирлиц конспиративно видится с женой в кафе. И не задумывался, что своими непроизвольными эстетическими реакциями подрывает устои нашей новейшей государственности: ржать над патриотическим образом Штирлица, незаметно превратившегося из идола поп-культуры в «несвятого святого» чекистского культа, это нынче почти как рубить иконы.

Владислав Юрьевич Мамышев-Монро родился 12 октября 1969 года в Ленинграде. Учился в литературной школе, из которой был исключён из-за того, что рисовал и распространял скетчи на членов политбюро.

С 1986 года работал c художественной группой «Новые художники», созданной Тимуром Новиковым, выдающимся художником, во многом определившим развитие русского искусства и культуры конца ХХ века. Первой героиней перевоплощений художника стала Мэрилин Монро, сначала Владислав Мамышев переоделся в неё, когда служил в армии, потом по предложению Сергея Курёхина несколько раз повторил этот образ на выступлениях «Поп-механики».

Один из любимых образов Мамышева-Монро — образ советской кинозвезды Любови Орловой.

В 1989 году вместе с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым создал «Пиратское телевидение», в сюжетах которого опять предстаёт в образе Мэрилин Монро, а также исполняет почти все остальные роли. С этого времени за художником закрепляется псевдоним Влад Монро или Мамышев-Монро. Образы, использованные в «Пиратском телевидении», сделали Влада Монро самой известной советской драг-квин, а само «Пиратское телевидение» стало первым в истории современного российского искусства проектом в жанре новые медиа. В 1990-х годах становится одним из постоянных авторов «XL галереи». Время от времени пишет статьи и рецензии в «Кабинет», Художественный журнал и «Птюч».

Пиратское телевиденье

В 2003 году Владислав Мамышев-Монро принимает участие в выставке «Осторожно, религия!» Специально для неё художник делает фотоколлаж с тем же названием, что и выставка. 18 января 2003 года Сахаровский центр, где проходила выставка, подвергся вандальному нападению со стороны защитников православия, почти все экспонаты были повреждены, уничтожены или украдены. Коллаж Владислава Мамышева-Монро «Осторожно, религия!» был разбит и залит синей краской. Вскоре уголовное дело против двух нападавших было прекращено и возбуждено другое — против двух сотрудников Музея им. Андрея Сахарова и участницы выставки Анны Альчук. В марте 2005 года директор музея Юрий Самодуров и сотрудница Людмила Василевская были признаны виновными в разжигании национальной и религиозной вражды и приговорены к штрафу, Анна Альчук была оправдана. В том же году в тележурнале «Детали» художник поделился своей реакцией на произошедшее: “Я так боюсь всего, связанного с упоминанием религиозных тем. Потому что меня чуть не осудили: невинное моё участие в Сахаровском центре в прошлом году. Я очень верующий человек, верю в Бога. И так боюсь теперь Церкви”.

 

В 2006 году Владислав Мамышев-Монро при помощи режиссёров Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова создаёт свой вариант полнометражного фильма «Волга-Волга» с собой в роли Дуни Петровой. В старой александровской кинокомедии во всех сценах с главной героиней взамен головы Любови Орловой была подставлена голова Владислава Мамышева-Монро в образе знаменитой киноактрисы, играющей Дуню Петрову, кроме того, фильм был переозвучен, все песни и реплики Дуни Петровой также были исполнены художником. В 2007 году новая «Волга-Волга» получила премию Кандинского в номинации медиа-проект года.

В марте 2010 года Монро подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти», добавив от себя: "Хоть мой автопортрет в образе Путина и был на обложке журнала «Артхроника», и вообще хочется любить всех людей… 

Но именно из любви к миллионам людей я уверен, что их пора спасать от «неведающего что он творит» симулякра власти, случайно (а для нас всех — фатально) оказавшегося абсолютно не в том месте, и не в то время."

В последние годы художник часто бывал на Бали, в результате активность художника на российской художественной сцене снизилась. В декабре 2012 года Владислав Мамышев-Монро исполнил заглавную роль в новогодней фэшн-постановке «Полоний» в «Политеатре». В апреле 2013 года должны были состояться новые показы спектакля, но 16 марта художник утонул в гостиничном бассейне в посёлке Семиньяки на острове Бали в Индонезии.

Владислав Мамышев-Монро на Бали

Артемий Троицкий: Владик был абсолютно великолепным: удивительный художник, артист и добрейший, беззащитный человек. Я знавал множество эксцентриков, фриков, денди, юродивых в диапазоне от Киркорова до Мамонова и от Кулика до Сафронова — но ни один из них не стал таким законченным и безупречным «живым арт-объектом», как Монро. Притом совершенно органичным, без всякой позы и натужного лицедейства. Он любил и умел шокировать, но оставался при этом наивным и лучезарным. Подозреваю, что звучит слащаво и пафосно, — но по-другому не скажешь. Это был действительно уникальный талант.

Ольга Свиблова: Влад был художник с большой буквы. И все его ипостаси входят в это понятие. Главным инструментом был он сам. Художник с абсолютным вкусом, с дивным легким дыханием, с невероятной культурой, человек, который давал результат и оставил за свои недолгие 43 года очень большие результаты. В музее современного искусства г.Москвы мы за несколько дней до его ухода открыли ему выставку, которую он назвал сначала «Гамлет», а потом изменил на «Полоний». Мне даже показалось, что так и умнее и веселее. И что-то екнуло внутри. И видимо, этот Полоний сработал, и Влада не стало. Он был счастлив, полон планов, красив и прекрасен, а для него это было очень важно, т.к. действительно он сам был своим инструментом.

Андрей Бартенев: Для меня Владик — космический шедевр, совершенное произведение, со всеми его и драматическими, и отрицательными сторонам. Я действительно считаю его одним из величайших современных художников. По сравнению с ним многие прочие — просто какие-то удобрения. И то, что он так внезапно и трагически ушел, говорит в том числе и о моральном климате в стране, на который он всегда гениально отзывался своей жизнью, а вот теперь и смертью. И еще: с уходом Владика окончательно умерла сумасшедшая, прекрасная эпоха 1990-х»

Игорь Григорьев: Владику никогда не хватало любви, особенно в последнее время. Он чувствовал себя недолюбленным.​ Так, на Бали он приютил у себя бездомную собаку, назвал Броня (в честь Пани Брони). Он буквально обожал её, наделял человеческими качествами. Если вдруг она убегала в джунгли на несколько дней, по своим собачьим делам, Владик отчаянно страдал по ней и скучал. Он завёл от её имени страницу в Facebook и вёл там дневник собаки Брони. Эта страница до сих пор доступна, её можно почитать. 

Айдан Салахова: Владик Монро был открытым геем, он никогда не скрывал этого. Как бы грубо не звучало, но конечно, это оказывало влияние на его творчество. У него была поразительная способность имперсонифицировать, трансформировать себя и людей - мужчин, женщин, за чьи образы он брался.

Владик Мамышев-Монро в образе Айдан Салаховой

Владик Монро готовтися к перфомансу в ночном клубе

Интересные факты:

  • Владислав Мамышев-Монро известен как виновник пожара в квартире художницы Елизаветы Березовской, дочери Бориса Березовского, где художник находился в качестве гостя.
  • По свидетельству Артемия Троицкого во второй половине 1980-х Владислав Мамышев какое-то время был стилистом лидера группы «Кино» Виктора Цоя.
  • 15 апреля 2013 года Артемий Троицкий обвинил Бугаева в шантаже покойного Мамышева-Монро с целью заставить его изготовить порнофотосессию, порочащую честь и достоинство ряда представителей оппозиции — в частности, Алексея Навального и Бориса Акунина. Мамышеву-Монро удалось сбежать от Бугаева и фотосессия не была изготовлена.
В 2005 году совместно с продюсером Алексеем Боковым Мамышев-Монро осуществил арт-проект "Dolce Revolution". Этот проект был действительно революционным: в нем участвовали реальные звезды, образы которых имперсонификатор Монро сумел трансформировать в совершенно другие, новые для них ипостаси. Это и Рената Литвинова — слепа, но доверчива; и актуальный философ Виктор Ерофеев в образе пионера; и провокационный Александр Цекало в образе чёрта; и Ольга Слуцкер, которая и с рапирой, и с мечом, и на ринге, и в суде. Отелло и Дездемона в исполнении Светланы и Федора Бондарчук - как на старой фотографии с Бондарчуком - отцом. Эдуард Бояков, распятый на кресте в "Раскаянии Марии". В работе с Ольгой Свибловой мы видим отсыл к Хельмуту Ньютону, а Айдан Салахова предстает владелицей целого мужского гарема.

 

Хочешь поддержать наш сайт? В нашем интернет-магазине в продаже есть работа Владика Монро: сертифицированный отпечаток "Гарем 2005" из арт-серии «Dolce Revolution». Размер 126х124,5 см, пластификация. Деньги, полученные от продажи этой работы пойдут на развитие tguy.ru: мы объявляем конкурс короткометражных тематических фильмов, снятых любителями. Условия конкурса мы объявим чуть позже.

При подготовке статьи использовались: книга Вл. Кирсанова "69. Русские геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы", статья Анны Толстовой в "Коммерсанте", а также материалы wikipedia.com, sobaka.ru.
Австралийский актер Лиам Хемсворт выступил в поддержку однополых браков

Австралийский актер Лиам Хемсворт выступил в поддержку однополых браков

27-летний Лиам Хемсворт (Liam Hemsworth), наиболее известный зрителю по ролям Джоша Тейлора в сериале «Соседи» и Гейла Хоторна в «Голодных играх», считает, что возможность вступить в брак с тем, кого любишь – одно из прав человека.

Вышел новый трейлер байопика Tom of Finland

Вышел новый трейлер байопика Tom of Finland

Отмеченный наградами офицер Тоуко Лааксонен возвращается домой после окончания Второй мировой, однако мирная жизнь в Финляндии оказывается для него не меньшим испытанием, чем война.

В Сети появилось фото Рами Малека в образе Фредди Меркьюри

В Сети появилось фото Рами Малека в образе Фредди Меркьюри

Звезда «Мистера Робота», 36-летний Рами Малек практически неотличим от легендарного фронтмена Queen.

Отпускные фотографии Колтона Хейнса и Джеффа Литема: Осторожно горячо!

Отпускные фотографии Колтона Хейнса и Джеффа Литема: Осторожно горячо!

Голливудский актер и модель Колтон Хейнс (Colton Haynes) и его обожаемый будущий супруг, флорист Дфефф Литем (Jeff Leatham), отдыхают на островах Теркс и Ка́йкос.

Макгрегор проиграл Мейвезеру в «поединке века»

Макгрегор проиграл Мейвезеру в «поединке века»

26 августа в Лас-Вегасе состоялся долгожданный поединок харизматичного ирландского бойца MMA Конора Макгрегора и американского боксера, непобежденного чемпиона Флойда Мейвезера. Эпический бой завершился победой Мейвезера – в 10 раунде рефери объявил Макгрегору технический нокаут.

Фото

Видео

Fernando Bracho Bracho

Social Networks

 



Пол Фримен: «Охломоны за работой»