TGUY.RU

Геи в революционном Петрограде: пятнадцать лет свободы

После революции 1917 года в России была отменена статья о мужеложстве, и для геев России начался период относительно свободной жизни. Они открыто устраивали вечеринки и даже свадьбы – об этом сохранилось немало документальных свидетельств.

Недавно Русская служба Би-би-си опубликовала рассказ кандидата искусствоведения, историка искусства и костюма Ольги Хорошиловой о том, каким было гей-сообщество Петрограда в первые годы советской власти.

Русские_матросы_с_молодыми_людьми_в_женских_платьях_коллекция_О_Хорошиловой

Русские матросы с молодыми людьми, переодетыми в женские платья, 1916 год

Как отменили наказание за мужеложство
 

В начале 1900-х годов в России, в связи с подготовкой нового уголовного кодекса, активно обсуждалась отмена уголовной статьи о мужеложстве. За отмену выступал Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя – именно он и стал инициатором дискуссии. Однако добиться цели ему не удалось, статью оставили.

После Октябрьской революции большевики взялись за создание нового законодательства, в том числе уголовного кодекса. По вопросу статьи о мужеложстве ни политики, ни врачи к единому мнению не пришли, однако в уголовный кодекс 1922 года, а также в его редакцию 1926 года она включена не была. Во многом это произошло благодаря немецкому ученому Магнусу Хиршфельду, основавшему в Берлине Институт сексологии. Советские медики с интересом следили за его деятельностью и поддерживали с ним тесные контакты. Хиршфельд считал гомосексуальность не болезнью, а одним из вариантов человеческой сексуальности, и проводил публичные выступления, пытаясь убедить в этом других. 

Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя, боролся за отмену статьи за мужеложство. Санкт-Петербург, 1909 год

В 1926 году Хиршфельд посетил с лекциями Москву и Ленинград – именно в этот период велась работа по обновлению уголовного кодекса. Тогда у Хиршфельда сложилось впечатление, что геев в советской России не преследуют – хотя, разумеется, это была лишь видимость.


«Свой» или «чужой»?


Уже в середине XIX века существовал определенный язык петербургских геев, который находил отражение в костюме. К примеру, на принадлежность к «своим» указывали красные галстуки, а также красные платки-пошетки, которыми украшались задние карманы панталон.

Ханзи_Штурм

Ханзи Штурм, известный берлинский артист-имперсонатор 1920-х годов.
Ему старались подражать советские петроградские травести.

Так, красный галстук на портрете поэта Серебряного века Михаила Кузмина, принадлежащем кисти Константина Сомова, – не только удачный цветовой акцент, но и знак принадлежности поэта к гомосексуальной субкультуре.

В начале ХХ века среди геев были популярны броский макияж, напудренное лицо и подводка на глазах. Однако в 1920-е годы такая внешность уже не была специфической для гей-сообщества, поскольку интенсивный макияж стали использовать поклонники актеров немого кино, а также героинщики Петрограда эпохи НЭПа. Явных трендсеттеров среди петроградских геев не было, сообщество подражало известным людям из наиболее стильных – певцам, артистам, писателям – в особенности Оскару Уайльду.

В 1920-е среди советских геев пользовались популярностью немецкие травести, особенно звезда берлинского клуба «Эльдорадо» Ханзи Штурм. Но настоящих законодателей моды и гей-икон в современном понимании тогда не существовало. Эти понятия сформировались несколькими десятилетиями позже – в 1980-е, когда гей-культура совершила образный «камин-аут» и заняла значимое место в американской и европейской визуальной культуре, более всего – в мире искусства и моды».

Некто «Павлик» (по подписи на обороте), петроградский женский имперсонатор. Вторая половина 1910-х гг.


Почему у петроградских геев не было собственного выраженного стиля
 

Отсутствие в уголовном кодексе 1920-х статьи за мужеложство не положило конец бытовому преследованию геев – оно существовало тогда, как существует и до сих пор. Мужчин с нетрадиционной ориентацией шантажировали, избивали, увольняли с работы.

В архивах психиатра Владимира Бехтерева сохранились письма, в которых геи, считая ученого последней надеждой, изливали ему душу, просили помощи в борьбе с депрессией и даже умоляли «вылечить их недуг».

Также по этим письмам и по другим документам можно заключить, что среди представителей гей-сообщества были и люди невероятно смелые – они наряжались в женские платья, носили корсеты, отращивали длинные волосы – одним словом, выглядели как женщины.

Европе визуальный язык гей-культуры развивался весьма бурно. Европейские геи 1920-30-х годов щеголяли в великолепных костюмах, носили броские аксессуары, и даже сигаретку держали по-особому – между средним и безымянным пальцами.

Два молодых человека изображают «апаша» и «апашку», модные сценические образы эпохи НЭПа. Ленинград, середина 1920-х.

Геям только что вышедшей из Гражданской войны России о красивой жизни оставалось лишь мечтать. Сформировать красивый язык, костюмный «арго» в условиях голода и нищеты было попросту невозможно.
 

Разделение на «аристократов» и «простых»


Гей-сообщество Петрограда было весьма неоднородным. Лесбиянки в России и до, и после революции свою личную жизнь не афишировали, и эта закрытость – одна из причин почти полного отсутствия связанных с их жизнью фотографий и документов.

Девушки_влюбленная_пара

Две девушки изображают влюбленную пару. Петроград. 1916-1917 годы

 

Геи, напротив, отличались активностью и креативом. В Петербурге то и дело устраивались художественные и литературные салоны, организовывались вечеринки, костюмированные свадьбы. Люди общались, писали письма и дневники, фотографировались на память.

При этом даже после революции сохранилось разделение геев по сословиям – фактически существовало не одно, а два сообщества, представители которых друг с другом не пересекались. Были так называемые «аристократы» – дворяне, представители творческой интеллигенции, чиновники, офицеры царской армии и флота. Именно эти люди держали салоны, организовывали концерты и вечеринки. К сообществу «простых» (так их окрестили «аристократы»), относились люди низкого происхождения, которых не принимали в салонах и на балах как до революции 1917-го, так и после нее. Исключения делались только для красавцев, которыми «аристократы» иногда украшали свои вечера. Еще сословные ограничения не распространялись на женских имперсонаторов (мужчины-артисты, выступающие в образе женщин) – таким гостям были рады и «аристократы», и «простые». 

Представители «простых» из гей-сообщества Петрограда 1920-х.
 

Среди них были и подлинные звезды, изображавшие, в том числе, именитых балерин – к примеру, Матильду Кшесинскую. Выступали они в прекрасных костюмах от лучших портных, которые обшивали знать и артистов Мариинского театра. Имперсонаторы частенько приглашались на костюмированные мужские свадьбы в качестве невест, ряженых матерей, ну или просто веселых гостей вечера.

Имперсонатор_в_образе_Кшесинской

Петербургский женский имперсонатор в образе Матильды Кшесинской. Начало 1910-х гг.
 

Самая громкая свадьба Петрограда


Точных данных о количестве таких свадеб нет. В документах, относящихся к тому времени, упоминаются лишь две из них. Одна из них, женихами на которой были чиновник Георгий Андреев и молодой работник мануфактуры Денис Нестеренко по прозвищу Дина – состоялась в 1920-м на Офицерской улице в самом центре Петрограда. Вторая прошла в январе 1921 года. Судя по косвенным упоминаниям в различных документах, мужские костюмированные свадьбы устраивали в Ленинграде и позже, в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Однако подробности о месте проведения и составе участников не сохранились.

А вот о шумной постановочной свадьбе 1921-го года известно очень многое. Ее организатором стал агент ЧК, матрос Балтийского флота Афанасий Шаур. Молодой партиец мечтал о блистательной партийной карьере и хотел выслужиться. В голову ему пришла мысль, как раскрыть настоящий заговор (в тогдашнем Петрограде заговоры раскрывали во множестве, едва ли не каждый день). Среди знакомых Шаура было достаточно геев – бывших офицеров царской армии и флота. Он закрутил настоящую интригу, выдумав, будто бы все эти бывшие военные хотят разложить молодую Красную армию изнутри, подрывая моральные устои и приобщая молодежь к безнравственности. «Бывшие» держали салоны, по версии Шаура – «контрреволюционные сборища». Под видом мужской свадьбы он решил собрать «контрреволюционеров», то есть значимых представителей гей-культуры Петрограда, вместе – и разом арестовать.

Мужская_свадьба_1921

Участники мужской костюмированной свадьбы 1921-го года, организованной Афанасием Шауром (ЦГА СПб)

Расчет Шаура оправдался. Гости (среди которых были и «аристократы», и «простые») вряд ли пошли бы на обыкновенный вечер, но костюмированное действо с «благословением родителей», хлебом солью и превосходным концертом заинтересовало очень многих. На феерическую мужскую свадьбу собралось 95 гостей, среди которых оказалась даже одна женщина, переодетая в мужской костюм – и все они были арестованы. Однако серьезных последствий не случилось – дело закрыли, а его фигуранты отделались легким испугом.
 

Дальнейшее развитие событий

 

После устроенной Шауром ловушки других громких свадеб или облав на них в 1920-е годы не было. Мужеложство еще не попало уголовный кодекс, и потому за гей-салонами велось только скрытое наблюдение.

Ситуация переменилась в начале 1930-х. В июле 1933-го начались первые аресты и приговоры. Было арестовано 175 человек по «делу о ленинградских гомосексуалистах». Поскольку многие документы до сих пор засекречены, истинные причины этих арестов установить пока невозможно. Геев сажали по политическим статьям – в вину им вменялись фашизм, работа на английскую разведку, контрреволюционная деятельность и «моральное разложение Красной армии» - как видно, сотрудники ОГПУ не позабыли доносы Шаура о том, что «мужеложники» развращают армию и флот. Именно такие формулировки присутствуют в доносах начала 1930-х и в признательных показаниях арестованных – нет никаких сомнений, что эти показания были получены традиционным для ОГПУ путем. Ленинградские аресты по «делу гомосексуалистов» стали поводом для внесения статьи о мужеложстве в новый уголовный кодекс 1934 года.

Русские травести в сценических костюмах. 1910-е годы.

Источник

Пять коротких гей-фильмов, которые можно посмотреть прямо сейчас

Пять коротких гей-фильмов, которые можно посмотреть прямо сейчас

Пока режиссеры Голливуда пытаются наверстать упущенное и все-таки найти в своих блок-бастерах место для ЛГБТ-персонажей, многие их коллеги уже давно снимают классное кино на эту тему.

Андрей Вишняков: Русские парни – они особенные

Андрей Вишняков: Русские парни – они особенные

Андрей Вишняков живет и работает в Санкт-Петербурге. Его специализация – спортсмены на пике формы. При этом талантливому фотографу удается запечатлеть не только красоту, но и веселый, беззаботный настрой своих моделей.

Сенат Австралии начал рассмотрение законопроекта о равенстве брака

Сенат Австралии начал рассмотрение законопроекта о равенстве брака

Законопроект о равенстве брака был представлен на обсуждение в Сенате Австралии после того, как большинство избирателей страны проголосовали за легализацию однополых союзов на референдуме, проходившем с 12 сентября по 7 ноября.

Против языка вражды: интерактивный документальный фильм «Слово»

Против языка вражды: интерактивный документальный фильм «Слово»

Герои фильма зачитывают вслух реальные высказывания, направленные против таких как они — пожилых, людей с нетрадиционной ориентацией, «неславян», ВИЧ-позитивных, бездомных или обладающих нестандартной внешностью.

«Как мы поменялись сексуальной ориентацией»

«Как мы поменялись сексуальной ориентацией»

Чем отличаются гей-свидания от «традиционных разнополых»? Журнал «Нож» провел эксперимент: поручил гею и гетеросексуалу временно «сменить ориентацию», изучить романтическую жизнь в новом качестве с помощью Hornet и Tinder, и поделиться впечатлениями.

Магазин

Европейский опрос геев и бисексуалов EMIS-2017

Social Networks

 



Milan Junek