TGUY.RU

Программа «Фассбиндер и его время»

Афиша 03.07.2015 / Автор: Михаил Ратгауз

Программа «Фассбиндер и его время» Международного Кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало» в Центре документального кино

Фассбиндер, которому в 2015 году было бы 70, родился через пару недель после капитуляции Германии, в стране, разворошенной войной и занятой войсками иностранных армий. Кинематографисты от Росселлини до Хамфри Дженнингса приезжали, чтобы увидеть и зафиксировать эту поучительную руину, место преступления величиной с государство. Детство Райнера прошло хаотически, среди разбомбленных домов, в которых было весело играть, на разломе множества семейных и частных историй. Его мать Лизелотте Эдер мало занималась мальчиком и позже оправдывала себя тем, что просто была потеряна после крушения Рейха. Ребенка нужно было воспитывать, но как это делать без ясных общественных институтов? Так пересказывала свою дилемму фрау Эдер. Как бы там ни было, но национальное самосознание, в самом деле, было отправлено после войны в нокаут. Денацификация должна была стать тотальной гигиенической и моральной процедурой, очищением от скверны. Но этот символический жест (не говоря уже о несовершенстве его исполнения) мог дезинфицировать поверхность, но не глубину. Внутри нации залегли боль, молчание и отказ. Над ними вихрем пронеслось «экономическое чудо», которое говорило и пело, что все позади. Кино 1950-х и ранних 1960-х в этих обстоятельствах замолкло (глубину раны назойливо исследовала только немецкая литература). Поколение Фассбиндера выросло с ощущением временного провала, который начинался сразу или незадолго перед их рождением. Но именно они должны были разобраться за своих родителей, кем стали немцы после Гитлера.

Фассбиндер не сразу пришел к тому, чтобы снимать фильмы, которые понимали себя как «немецкие». Ему пришлось не раз сменить для этого оптику. Но, как и во всем, Фассбиндер подошел к анализу себя и немецкого сознания в целом самым несентиментальным, обнажающим образом. Рядом с ним ту же работу делали в кино и другие. Программа «Фассбиндер и его время» должна показать (конечно же, фрагментарно), как немецкое кино научилось смотреть в глаза Германии, «бледной матери», и не отводить взгляда. Пять фильмов фиксируют разные этапы этого напряженного десятилетия «уроков истории» (как назывался фильм одного из учителей Фассбиндера Жана-Мари Штрауба).

«Тоска Вероники Фосс», шедевр Фассбиндера, сделанный в стилистике фильмов его детства, проведенного мальчиком в темных залах мюнхенских кинотеатров, рассказывает о том, как «экономическое чудо» сумело монетизировать все, включая личный распад, «индивидуальный, почти приватный процесс», по сдержанному замечанию Фассбиндера, доживавшего свой последний год. «Я тебя люблю, я тебя убью» Уве Бранднера (1971) – сюрреалистическая вариация на тему немецких «фильмов о родине» («Heimatfilm”), документ столкновения германского «порядка» с революционой утопией 60-х . «Мать Клары» Танкреда Дорста сделана в 1978-м, в период, когда немецкое кино решительно нырнуло в прошлое, чтобы понять, на каких путях страна вошла в нацизм. «Свинцовое время» Маргареты фон Тротты занято самым острым кризисом немецкой послевоенной демократии вокруг террористической группировки РАФ. Наконец, «Берлин Шамиссоплатц», тихий любовный фильм Рудольфа Томе, сделанный в 1980-м, может быть понят как начало нового периода забвения и отдыха после тяжкой работы, которой занималось немецкое кино в 1970-е, как вход в «постисторический» кокон, из уюта которого Германия с тех пор так и не выходила.

Центр Документального Кино в Музее Москвы, Зубовский бульвар 2.
Вход со стороны Зубовского бульвара, М Парк культуры. 

Телефон: +7 (495) 637-7919

Тоска Вероники Фосс
3 июля в 21:00

 Великий и горький фильм Фассбиндера, одновременно личный и объективный

Начало 1950х. Вероника Фосс, полузабытая звезда довоенного кино, а во времена не столь отдаленные едва ли не фаворитка Геббельса, сидит в кино на ночном сеансе и смотрит свой старый фильм. За ней еще один зритель, одутловатый и небритый (сам Фассбиндер). Не досмотрев кино, она выходит в осеннний парк, где хлещет холодный дождь, который смешивается с ее слезами. Прохожий, добрый человек, предлагает ей зонт и защиту. Он попытается спасти ее от того, от чего спасение невозможно. Великий и горький фильм Фассбиндера, одновременно личный и объективный – попытка создания немецкого криминального кино без оглядки на американские образцы, взгляд на историю ФРГ 1950-х и предсмертная записка режиссера, умершего через 4 месяца после премьеры.

Мать Клары
4 июля в 19:00

Фильм известного драматурга о матери, дочери и молодом человеке между ними на фоне прихода нацизма

Начало 1930-х. В тюрингской деревне живут пришлые мать и дочь, у которых своя маленькая религия: она верят в здоровый труд, сон на полу, не едят мяса и не признают частную собственность. Крепкая в своей вере мать и ее любимая анемичная дочь убеждены, что их правда однажды станет общей. Как-то сероватым днем (а в этом фильме все серое, облачное и дышащее, как на нерезких старых снимках) к дому прибивается молодой поляк, товарищ по вере. Так, обаятельно и незаметно, приходит в маленькую семью распад, который расширяется, как река, по всей стране в день, когда Германия проголосует за Гитлера. Дебют в кино знаменитого драматурга Танкреда Дорста, снятый оператором Фассбиндера Дитрихом Ломаном и любовно воссоздающий время с помощью художника по костюмам Барбары Баум (работавшей с Фассбиндером на его главных фильмах).

Берлин Шамиссоплатц
4 июля в 21:00

Один из лучших фильмов о любви и о Берлине

Начало 1980х. Он – архитектор средних лет, она – студентка социологии. Место действия – старый район Берлина, который собираются санировать, а доблестные жители, социально ответственные и политически сознательные, готовы бороться за него с городом. Он и она по разные стороны баррикад (если баррикады и остались в Германии, то только такие). Они влюбляются друг в друга, и фильм последовательно, внимательно и мягко рассказывает, как развивается это чувство. Один из лучших фильмов о любви и о Берлине, городе, который поразительно мало изменился с начала 1980х. В личном хит-листе лучших режиссеров Германии, составленном Фассбиндером, режиссер «Берлин, Шамиссоплатц» Рудольф Томе занимал почетное четвертое место (на первом Фассбиндер поставил себя). Как известно, Фассбиндер плакал на другом фильме Томе о несостоявшейся любви - «Сделано в США и Германии».

По техническим причинам русский перевод фильма будет транслироваться прямо в зал, поверх оригинального звука, без использования субтитров

Рудольф Томе (р. 1939) – режиссер, названный журналом Cahiers du Cinema «самым важным из неизвестных немецких режиссеров», автор больше 30 фильмов, в том числе, «Детективы» (1968), «Красное солнце» (1970), «Описание острова» (1978), «Система без тени» (1983), «Таро» (1985), «Пинк» (2008).

Я тебя люблю, я тебя убью
5 июля в 19:00

Прозрачный, как воздух в горах, галлюцинаторный фильм Уве Бранднера

Где-то в Германии, в безвременьи. Сонная солнечная деревушка, где есть бургомистр, священник, пара полицейских и охотник, который отстреливает волков. Звонят колокола, звенят колокольчики на шеях коров, катаются в пробирках цветные пилюли, которые принимают жители, чтобы удерживать идиллию в правильном равновесии. Тем временем, в деревню прибывает новый учитель, в него влюбляется охотник. Как далеко разносятся выстрелы среди немецких холмов… Прозрачный, как воздух в горах, галлюцинаторный фильм Уве Бранднера (одного из немногих режиссеров, которых Фассбиндер называл своим другом), разбирает идею немецкого порядка на составные части. Придумано и сделано это так, как если бы Тати занесло в Баварию. Гран-при Чикагского фестиваля.

Уве Бранднер (р. 1941) – режиссер, писатель, композитор, музыкант. Начал работу в кино как композитор для короткометражных фильмов Вернера Херцога. Один из основателей компании Fimverlag der Autoren, организованной режиссерами “нового немецкого кино” для производства и проката независимых фильмов (в объединение входили Фассбиндер и Вим Вендерс). Как режиссер снял 7 фильмов, в том числе: «Блесна» (1969), «Под знаком холода» (1973), «Половина на половину» (1977).

Свинцовые времена
5 июля в 21:00

Знаменитый фильм Маргареты фон Тротты, давший имя всем европейским 1970-м, рассказывает историю террористки из РАФ Гудрун Энслин и ее сестры

Конец 1970-х. В октябрьскую ночь 1978-го в тюрьме «Штаммхайм» при загадочных обстоятельствах погибают три члена террористической группировки РАФ, в том числе Гудрун Энслин. Официально объявленная самоубийством, их смерть вызывает сомнения у общества . Знаменитый фильм Маргареты фон Тротты, давший имя всем европейским 1970-м, рассказывает реальную историю сестры Гудрун Кристианы, которая пыталась доказать, что ее сестра была убита государством. «Свинцовые времена» были встречены в Германии, которая хотела забыть об осени 1978-го, настороженно, и Фассбиндер, где только мог, публично говорил о столкновениях фильма с цензурой. Расстояние между ним и лидерами «РАФ» было ничтожным. В их общей юности будущий террорист Андреас Баадер, тоже погибший в «Штаммхайме», показывал ночью свое любимое кино в том же театре, где Фассбиндер тем же вечером играл спектакли.

Маргарете фон Тротта (р. 1942) – один из самых заметных режиссеров «нового немецкого кино», автор фильмов «Второе пробуждение Кристы Клагес» (1978), «Сестры или баланс счастья» (1979), «Чистое безумие» (1983), «Роза Люксембург» (1986) и многих других.

В Москве в пятый раз проходит кинофестиваль «Бок о Бок»

В Москве в пятый раз проходит кинофестиваль «Бок о Бок»

Афиша 21.04.2016

В дни фестиваля с 21 до 24 апреля 2016 года зрители смогут посмотреть некоторые из самых обсуждаемых и признанных ЛГБТ-фильмов, снятых за последние годы. Международный кинофестиваль "Бок о Бок" ежегодно демонстрирует в России лучшие работы всемирно признанных режиссеров, создавая открытое культурное пространство для развития диалога и поддержки искусства, которое обращается к ЛГБТ-темам.

 Концерт-презентация книги и выставка эротических иллюстраций

Концерт-презентация книги и выставка эротических иллюстраций

Афиша 21.04.2016

Новая книга поэта и прозаика Дмитрия Макарова вышла в издательстве «Глагол». Концерт-презентация книги и выставка эротических иллюстраций к ней пройдет 28 апреля на «Флаконе» в пространстве «Куб». Вечер презентации состоится 28 апреля и будет включать выступление автора, выставку оригиналов иллюстраций, фуршет и автограф-сессию. Можно будет и приобрести книгу.

Лекция Антона Красовского

Лекция Антона Красовского

Афиша 08.04.2016

11 апреля (понедельник). Какой выбор сделать избирателю, чтобы вновь не оказаться в ловушке кандидатов-спойлеров, и как вычислить кандидата, у которого есть реальные шансы на победу, гостям Шоколадного лофта расскажет журналист, специальный корреспондент «Сноба» Антон Красовский.

Культовый фильм «Жертва»

Культовый фильм «Жертва»

Афиша 11.03.2016

23 марта 2016 в Москве кинофестиваль «Бок о Бок» представит фильм «Жертва» с Дирком Богардом в главной роли. Этот черно-белый нуар является не просто киношедевром: он внес значительный вклад в окончательную декриминализацию гомосексуальных отношений в Великобритании, став импульсом для широких общественных дискуссий.

Владислав Мамышев-Монро в Московском Доме Фотографии

Владислав Мамышев-Монро в Московском Доме Фотографии

Афиша 30.01.2016

Мультимедиа Арт Музей представляет выставку французского издателя, коллекционера и мецената, создавшего одно из самых внушительных и интересных частных собраний современного русского искусства — «Пазл Пьера Броше».

Kosmos Photo

Social Networks